Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам

Культура 007: обзор событий июня

Марина Латышева

В июне стало известно, что в Голливуде готовятся к продолжению сериала «Миссия невыполнима» и к римейку знаменитого фильма «Красный рассвет». В Европе Жан-Люк Годар заканчивает работу над проектом с рабочим названием «Социализм», а экс-президент Чехии Вацлав Гавел станет режиссером фильма по собственной пьесе об отставном политике. После громких выборов в Иране и объявления о победе действующего президента страны Махмуда Ахмадинежада в Европе опасаются за либеральных кинорежиссеров, поддержавших оппонента президента, Хосейна Мусави. Возможные последствия комментирует «Агентуре» киновед Ирина Лоскутова.

КИНО

«Красный рассвет» в США и «Социализм» в Европе

Продюсер Джей Джей Абрамс и Том Круз подписали соглашение о производстве четвертой части «Миссия невыполнима». Фильм должен быть закончен в 2011 году. В 2006 году третья часть сериала заработала в прокате почти 400 млн. долларов, но дальнейшее сотрудничество было под вопросом — по крайней мере в том, что касалось участия в проекте Тома Круза. Это случилось после того, как Самнер Редстоун, глава компании Viacom (владеющей студией Paramount) прекратил сотрудничество со звездой. По сравнению с финансовым успехом первых двух частей франшизы третья часть казалась разочарованием — первая «Миссия» заработала 452 млн., а вторая часть — 545 млн. После разрыва с Крузом компания пыталась предложить роль агента Итана Брэду Питту, но того это предложение не заинтересовало.

Автор сюжетов о Джейсоне Борне Тони Гилрой был приглашен в качестве сценариста на проект «Красный рассвет», римейк известного фильма времен холодной войны (лента о группе американских подростков и их противоборстве с атаковавшими Америку кубинскими и советскими войсками, вышла в 1984 году, в ней снимались, в частности, Чарли Шин и Патрик Суэйзи). Приглашение Гилроя не случайно — режиссером картины стал Дэн Бредли, работавший с Гилроем над «Борнианой». Съемки начнутся в сентябре 2009 года, планируется, что фильм выйдет в прокат осенью 2010 года.

Продюсер ленты Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» Харви Вайнштейн подтвердил информацию о том, что режиссер намерен снять приквел этой истории. Фильм, премьера которого состоялась на последнем Каннском кинофестивале (в российский прокат он выйдет в конце августа), рассказывает о группе еврейских боевиков, терроризировавших нацистов. Вайнштейн отказался говорить подробнее о содержании приквела, но отметил, что главную роль в нем сыграет Брэд Питт.

Тем временем в Европе Роман Полански экранизирует роман Ричарда Харриса о премьер-министре, обвиненном в военных преступлениях, и писателе, который пишет его мемуары. Картина с рабочим названием «Призрак» будет сниматься в Германии на студии «Бабельсберг», где Полански когда-то работал над «Пианистом». Режиссеру даже удалось договориться о субсидиях из немецких кинофондов — региональные и федеральные власти вложили в проект около 6,5 млн. долларов, и в дальнейшем эта сумма может вырасти. Среди актеров, задействованных в проекте — Пирс Броснан и Эван Макгегор. В США Роман Полански возвращаться не собирается — в феврале Верховный суд Лос-Анджелеса отказался снять с режиссера обвинения в совращении несовершеннолетней, выдвинутые более 30 лет назад, но дал понять, что решение может быть пересмотрено, если Полански вернется в Америку (откуда сбежал в 1977 году) и сам будет присутствовать на слушаниях.

Жан -Люк Годар, лицо французской «новой волны», заканчивает свой новый фильм «Социализм». Пока об этом проекте известно, что снималась там Патти Смит, а сюжет — встречи и разговоры на круизном пароходе московского милиционера, американской певицы, французского философа, посла Палестины и военного преступника неизвестного происхождения. Эта картина должна выйти в 2010 году, а режиссер уже строит новые планы. Его интересует адаптация романа «Потерянный: поиск одного из шести миллионов» Автор книги — журналист The New York Times Дениэл Мендельсон, рассказавший историю своей семьи и пытавшийся выяснить судьбу своих родственников, живших во время второй мировой войны в Польше. Годар, известный философско-политической направленностью своих фильмов, никогда ранее не занимался непосредственно темой Холокоста.

Бывший президент Чехии Вацлав Гавел станет режиссером фильма по собственной пьесе «Leaving», о жизни известного политика после отставки. Одну из главных ролей в ней сыграет супруга 72-летнего Гавела Дагмар Хавлова. Съемки картины стартуют в начале 2010 года. Также с конца 2008 года Гавел занят написанием сценария по книге французского писателя Жоржа-Марка Бенаму «Le fantome de Munich» о событиях 1938 года, когда Германия получила с согласия европейских держав чешскую область Судеты, где проживало много этнических немцев. Режиссером, как предполагается, станет Милош Форман.

Источники: Reuters, Variety, Lenta.Ru

Новым злодеем в «бондиане» может стать Майкл Шин

Британские сценаристы Питер Морган («Фрост против Никсона», «Королева»), Нил Первис и Роберт Уэйд (соавторы сценария к сериям «бондианы» «И целого мира мало», «Умри, но не сейчас», «Казино «Рояль» и «Квант милосердия») совместно будут работать над новой, 23-ей серией франшизы о Джеймсе Бонде. Главная роль по-прежнему останется за Дэниелом Крейгом, а вот на роль злодея Блофельда продюсеры проекта рассчитывают привлечь валлийского актера Майкла Шина («Королева», «Фрост против Никсона») - сейчас с актером ведутся переговоры. Блофедьд не появлялся в «бондиане» в течение последних 28 лет, с серии «Только для твоих глаз», и продюсеры сочли, что пора вернуть его в проект. Блофельд — зловещий вождь глобальной преступной группы, шесть раз фигурировал в «бондиане», это персонаж с изуродованным лицом, бритой головой, любящий животных — часто он появлялся на экране с белой персидской кошкой на руках. Правда, даже в тех фильмах, где персонажа по имени Блофельд не было в числе главных действующих лиц, этот злодей все же упоминался - так, в «Никогда не говори никогда» 1983 года он эпизодически появился в кадре в исполнении шведа Макса фон Сюдова, кроме того, образ Блофельда повлиял на образ незадачливого злодея из шпионского комедийного киносериала «Остин Пауэрс».

Источники: UPI, The Guardian

Иранское кино на фоне политического кризиса

Газета The Guardian пишет о том, что знаменитые иранские кинематографисты, поддержавшие на минувших выборах соперника Ахмадинежада Хосейна Мусави, могут чувствовать себя в опасности. Иранское кино было особенно модным в 80-90-е годы, но и сегодня редко какой крупнейший фестиваль обходится в конкурсе без фильмов из этой страны. Но после недавних президентских выборов развитие иранского кино на родине под вопросом, потому что многие звезды местного кинематографа были в оппозиции Ахмадинежаду. В частности, самый известный иранский режиссер Мохсен Махмальбаф был представителем кандидата в президенты Хосейна Мусави и недавно даже выступал в Европарламенте, подвергая сомнению итоги выборов. Еще один противник Ахмадинежада, объявивший фальшивкой и настоящим государственным переворотом данные о его победе — живущая в Париже сценарист и режиссер Марьян Сатрапи.

Сегодня либеральные кинематографисты пребывают в кризисе. Кассовые сборы в Иране показали, что житель Тегерана предпочитает совсем другие фильмы – самым популярным в стране режиссером сегодня стал Масуд Дехнамаки, как предполагается, бывший военный, автор довольно грубых националистических агиток. Впрочем, другие фильмы сегодня редко показывают в Иране – с начала 2000 годов, с появления в национальном кинематографе дочери Махмальбафа Самиры и ее фильма «Школьные доски», такого рода местные фильмы, равно как и иностранные картины в Иране показывают все реже и реже, пишет The Guardian.

В иранском кино были разные этапы. Во время «белой революции» (60-70-е годы) многие иранские интеллектуалы учились в Европе и США, вернулись на родину и стали снимать кино в европейских традициях. В 70-е годы в стране был создан Центр интеллектуального развития детей и подростков, где сильные позиции занимал знаменитый режиссер Аббас Кияростами. Он и открыл там киноотделение (потому тема детства была так популярна в иранском кино). Исламская революция 1979 года расправилась с этим наследием. В течение 1979-1985 годов по всей стране были сожжены, закрылись или разорились порядка 700 кинотеатров. С 1979 по 1982 год цензоры просмотрели 898 иностранных фильмов, и 513-и из них было отказано в прокате. Интересно, что сначала отказались от турецкого (из-за политики), потом от индийского и японского (из-за этики ислама) и только потом - от американского кино. Но во времена Хаттами политика несколько смягчилась. И к середине 80-х кино даже стало получать государственную поддержку. Снизился муниципальный налог на показ фильмов с 20% до 5%. В 1991-2004 годах 24 иранских фильма получили награды на мировых фестивалях. Большую роль в продвижении иранского кино сыграл национальный кинофестиваль «Фаджр». Ведущие кинорежиссеры сегодня часто ведут себя достаточно независимо. Так как государственного финансирования недостаточно, многие из них работают со спонсорами, например, активно вкладывается в иранское кино Франция. Мохсен Махмальбаф, в частности, много работает в Афганистане и в Таджикистане.

Стали ли сегодня настроения иранской власти и зрителя более консервативными? Что может ждать либеральных иранского кинематографистов? Agentura.Ru попросила прокомментировать ситуацию эксперта по иранскому кино, киноведа НАТАЛЬЮ ЛОСКУТОВУ

- Ирина, может ли идти речь, например, о физической опасности для либеральных режиссеров в Иране?

- Периодически появлялась информация, что некоторых актрис чуть ли не избивали, за то, что на фестивалях они в знак признательности целовали того, кто вручал им призы. Насколько верна такая информация, мне не известно. В 2003 году в Иране режиссером Каземом Маасуми был снят фильм «Левой, левой, левой». Исполнитель главной роли Хамид Фаранеджад утверждал, что на родине теперь его ждет чуть ли не тюрьма. Но ничего подобного не случилось. Иранцы любят несколько преувеличивать гонения, которым они подвергаются.

- Но ведь Мохсен Махмальбах не просто режиссер теперь, он занимается политикой.

- Не думаю, что ему лично что-то угрожает. Он в политическом смысле всегда очень смело себя вел. Другой вопрос, что в Иране он сейчас работает очень мало, в том числе и потому, что ему многое не разрешают. Он делает такое кино, которое не всегда соответствует исламским нормам жизни. Вспомните «Секс и философию». Так что он довольно давно вышел за рамки Ирана и работает больше «на выезде». Он также занимается проблемами иранских беженцев, открывает киношколы, ведет очень активную общественную работу.

- Говорят о том, что популярность его в Иране снизилась. Но был ли он известным режиссером на родине, или все же его фильмы смотрели в основном на фестивалях и в Европе?

- Нет, безусловно он был популярен в Иране. И во многом потому, что там существовал буквально культ личности Махмальбафа. Если бы он не был популярен, ему бы просто не дали открыть собственную киношколу, очень амбициозную, очень сконцентрированную на его личности. Он лучезарно одаренный человек, но и у него есть элемент самовлюбленности. Кстати, чисто персидской — многими исследователями отмечалось, насколько индивидуалистичен и влюблен в себя этот народ. Поэтому, конечно, Махмальбаф был популярен. Потом, когда он заинтересовался Кандагаром и стал работать там (с 2001 года Мохсен Махмальбаф снимает кино в Афганистане и Таджикистане либо продюссирует работы местных режиссеров, примером его «кандагарского» периода стали картины «Усама» и «Кандагар» - «А»), он стал менее интересен. А вот когда вышел, например, «Брат блаженного» - этот фильм был невероятно популярен, для них тема, которую он поднял — это проблема. Зато мы с вами скажем, что фильм слабоват. Для иранцев то, о чем он снимает теперь, не так интересно, как нам. И в этом нет ничего страшного, что сейчас он несколько теряет в популярности на родине.

КНИГИ

По «Черному альбому» Канифа Курейши поставлен спектакль

Каниф Курейши — известный британский романист и драматург, выходец из Пакистана, лауреат многочисленных литературных премий. Его второй роман - «Черный Альбом», опубликованный в 1995 году, был посвящен жизни мусульман в Лондоне в конце 80-х и радикальному исламу. Недавно стало известно, что роман «Черный альбом» был превращен в пьесу и скоро появится на лондонской театральной сцене. Попытка тем более интересная, что «Черный альбом» - из разряда актуальной литературы. Он задумывался автором в 1991 году и после публикации все еще сохранял вою актуальность, будучи посвященный тогдашней жизни в Великобритании. Когда он был напечатан, велись переговоры о его экранизации, но как признался сам автор, пока шли переговоры, оказалось легче написать новый сценарий, чем перерабатывать старый. Так появился фильм «Мой сын — фанатик». Теперь, приближаясь к 20-й годовщине с момента объявления исламом войны Салману Рушди, Курейши решил, что постановка его романа в театре, история ислама в Европе 10 лет назад — все это может пролить свет и на современную реальность.

Источник: The Guardian