Входит в состав Транспортного управления Службы хозяйственного обеспечения (СХО) ФСО

С 2018 года, после длительного периода, когда в Гараже особого назначения (ГОН) использовались автомобили иностранного производства, начался новый этап укомплектования автопарка ГОНа отечественными автомобилями. В настоящее время он активно пополняется автомобилями семейства «Аурус», разработанными с учетом предложений и рекомендаций специалистов ГОНа. Идет разработка автомобиля «Аурус Комендант», за это отвечает ФГУП «НАМИ».

История: советский период

После переезда Советского правительства в Москву 11 марта 1918 г. в Кремле и в непосредственной близости от него сформировалось несколько крупных, относительно самостоятельных автомобильных хозяйств, обслуживавших центральные государственные органы и организации:

Автомобильный отдел ВЦИК, с гаражом в Манеже.

Автомобильная база СНК (ул. Каретный ряд, 4) — бывшая каретная мастерская и магазин братьев Макаровых.

Гараж В.И. Ленина (Кремль, Дворцовая ул., 8).

Гараж 1-го Автобоевого отряда при ВЦИК (Кремль, Дворцовая ул., 9).

31 декабря 1920 года был подписан приказ № 13 по управлению делами СНК, следующего содержания:

«В виду особых соображений приказываю:

1.     Особый гараж, находящийся в Кремле, выделить из подчинения Автобазы СНК. Машины, материалы и прочее имущество, находящееся в этом гараже, а равно и его личный состав исключить с 1 января 1921 года из списков автобазы СНК….

2.     Тов. Гиля Степана Казимировича назначить заведующим Особым гаражом…» *

Таким образом, 1 января 1921 года считается днем образования Гаража особого назначения.

С 1 января 1921 года Гараж Особого Назначения был выделен из состава Автобазы СНК. Гараж имел 5 машин, из которых 4 находились на ходу, а пятая – в ремонте мастерских Автобазы СНК. Штат служащих составил 10 человек: С. Гиль, П. Космачев, С. Лелявин, Л. Горохов, В. Рябов, П. Удалов, Ф. Скуратович, И. Миронов, М. Плешаков, А. Салака. Водителей было пять: Степан Гиль, Петр Космачев, Лев Горохов, Владимир Рябов, Павел Удалов. Кроме этого, в штате гаража находились 3 помощника шоферов, слесарь, и кладовщик. Всего 10 человек. Заведующим гаражом был назначен С.К. Гиль, который пользовался полным доверием Ленина.

Приказом по Управлению делами Совнаркома от 31 декабря 1920 года № 13 о самостоятельности Особого гаража в Кремле устанавливалось, что между ним и Автобазой СНК, частью которой он до этого являлся, практически не оставалось точек соприкосновения. По смете Автобазы СНК проводились кредиты на содержание Особого гаража, но право распоряжения ими предоставлялось непосредственно Управлению делами СНК. Техническое наблюдение за работой гаража и ведение его материальной отчетности было возложено на руководство Автобоевого отряда ВЦИК

После решения о выделении, трения между руководством Особого гаража и Автобазы СНК усилились. 

Это подтверждает рапорт Секретаря Военного Комиссара Автобазы СНК Беляева, который он направил Военкому Автобазы Совнаркома Гобе 24 января 1921 года :

«21-го Января с.г. я участвовал в Комиссии по сдаче авто-имущества Гаражу Особого Назначения в Кремле.

Считаю своим долгом довести до Вашего сведения о тех беспорядках и преступном отношении к делу, которые я там заметил.

I. Гараж представляет из себя два отделения, друг от друга совершенно изолированные.

Во все время нашего присутствия, и я уверен, что всегда, гаражи эти не запираются. Машины никем не охраняются, часовых по близости нет. В самих гаражах в пяти метрах от машин стоят кирпичные печки, с открытой топкой. Здесь же при нашем присутствии в гаражах женщина топила печку и мыла белье.

II. Кладовая автоимущества, она же и курятник, находится в полном беспорядке. При нашей сдаче, все автоимущество: покрышки, камеры, инструменты сдавались по простому подсчету.

При сдаче, находились также вещи, которые вызывали удивление работников гаража, так как они не знали, что все это у них имеется. Видно, что никакого учета или даже простой записи прихода и расхода авто-имущества не ведется.

III. Содержание горючего материала. Горючее в Кремлевском гараже содержится в разных местах. Одна часть /бочка масла/ находится в технической кладовой; там же лежит пакля для оттирки машины. Другая часть помещается в маленьком деревянном сарайчике с дощатой дверью вместе с пустыми банками из под бензина, разбросанными в беспорядке.

Третья часть /большая/ находится под памятником Александру II, там же находится горючее Авто-боевого отряда /до 4.500 т. пуд./ Никаких противопожарных мер, ни Кремлевским гаражом, ни Авто-боевым отрядом не принято. Горючее находится не в баках, а в простых бочках, которые разбросаны без всякого порядка. На полу заметны остатки разлитого бензина.

Часовых по близости такого громадного склада я не выдел. С двух сторон памятника спускаются каменные лестницы, на уровне которых с той с другой стороны расположены окна/без стекол/ для притока воздуха и склад горючего, правда, очень небольшие. Эти окна мне внушают большое опасение.

Вообще считаю возможным сказать, что в работе Кремлевского гаража нет не только систематичности и плана работы, но и вообще законного и порядочного отношения к делу и своим обязанностям».

Автомобильное имущество, переданное в ГОН, включало только покрышки, горючие и смазочные материалы, инвентарь, автомобильные принадлежности и инструменты. Автомобили давно находились в Кремле.

Не сразу ГОН получил и подходящий объем помещений в Кремле. 18 января 1921 года С.К. Гиль обратился к Управляющему делами СНК Н.П. Горбунову: «Виду тесного помещения гаража. Прошу разрешить оборудовать гараж во дворе офицерского корпуса, где в настоящее время находится Материальный строевой склад в небольшом количестве, который можно перевести в другое место».

Под оборудования Гаража Особого Назначения были выделены «сараи» в Потешном дворце.

Основным автомобилем, которым пользовался В.И. Ленин в 1921–1923 годах, был «Роллс-Ройс», 1914 года выпуска. В конце 1920 года для Военной Автомобильной базы СНК Нарком внешней торговли Советской России Л.Б. Красин произвел закупку четырех подержанных автомобилей «Роллс-Ройс». Для доставки их к месту назначения 17 февраля 1921 года в Ригу в распоряжение Красина был направлен шофер-механик И.М. Маринушкин. Один автомобиль из этой партии поступил в Особый гараж (двигатель № 207 h, личный № 50, городской № 236).

Покупка поддержанных автомобилей была произведена осознанно. Дело в том, что прежде чем произвести закупку, представитель Автобазы СНК инженер А. Надежин выехал в Лондон и подробно изучил конъюнктуру автомобильного рынка. О своих выводах он доложил начальнику базы А.П. Медведеву: «5 дней назад я приехал в Лондон. … Роллс-Ройсов можно иметь и новых и подержанных гарантированных при чем старые модели, т.е. 1913 и 1914 года сработаны лучше новых. Конструктивных изменений никаких нет, и не предвидится. …».

В конце августа 1921 года 4 автомобиля «Роллс-Ройс» были отправлены пароходом «Маргарита» в Петроград, откуда потом прибыли в Москву. Согласно «Сведениям о старшинстве работ машин, полученных из-за границы» получены были следующие автомобили: 1) «Роллс-Ройс» (лимузин), № мотора 2592, год выпуска – 1914; 2) «Роллс-Ройс» (ландоле), № мотора 62, год выпуска – 1921; 3) «Роллс-Ройс» (торпедо), № мотора 2475, год выпуска – 1913; 4) «Роллс-Ройс» (Торпедо), № мотора 90, год выпуска – 1920.

Согласно секретному приказу Управделами СНК № 196 от 20 октября 1921 года, с этого дня вводилась должность «Заведующего Особым Гаражом», на которую назначили П.А. Яковлева. Однако это не была простая смена руководства, Особый Гараж, который до этого находился в ведении Управделами Совнаркома, переходит в подчинение Президиума ВЧК.  / Источник: ВВП /

После кончины В.И. Ленина в январе 1924 года гараж полностью перешел под контроль Политбюро ЦК ВКП(б), получив новое название: «Гараж особого назначения Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны СССР» (ГОН).

На подразделение возлагались задачи по обслуживанию автотранспортом Председателя СНК СССР и его заместителей, отдельных членов Политбюро и секретарей ЦК Компартии. На август
1925 года в ГОНе числилось девять автомобилей и двадцать сотрудников. В это время основным водителем И.В. Сталина стал П.О. Удалов, который с 1923 года был заведующим гаражом.
К 1 июля 1932 г. в Московском Кремле остался только один гараж по обслуживанию руководства государства – Гараж особого назначения. Он получил помещения в корпусе № 9 Московского Кремля.

Иосиф Сталин искренне восхищался американскими автомобилями. После тряского 30-сильного Vauxhall императрицы Александры Фёдоровны (машина досталась Сталину после нескольких владельцев), будучи на Царицынском фронте, будущий генсек получил роскошный
12-цилиндровый Packard Twin Six. Вернувшись в столицу после Гражданской войны, Сталин сразу же попросил начальника гаража Совнаркома подыскать точно такой Packard.

В середине 1936 года в Северо-Американских Соединенных Штатах были закуплены первые автомобили скрытого бронирования Packard. Базовым шасси был Packard в самой мощной версии – модели Twelve, в 1936 году он шёл под обозначением 1408, а в 1937-м – на шасси 1508.
Packard был основным автомобилем И.В. Сталина долгие годы. На этом автомобиле он приезжал на Тегеранскую, Ялтинскую и Потсдамскую конференции, осматривал поверженный Берлин.
При этом Сталин постоянно повторял, что использование советской элитой автомобилей иностранного производства плохой пример.

Поэтому ещё в 1935 г. руководством страны была утверждена производственная программа по выпуску отечественного легкового автомобиля ЗИС-101.

28 июня 1940 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило решение «Об организации производства легковых бронированных автомобилей на автозаводе им. Сталина», основой для которых должны были стать ЗИС-101. Это была первая разработка такого рода в Советском Союзе. Использование «броневиков», конечно же, предполагалось в ГОНе.

В том же 1940 году Гараж особого назначения вошел в состав 1 отдела НКВД СССР. Также была выделена особая автомобильно-гаражная группа, осуществлявшая обслуживание И.В. Сталина и располагавшаяся в Арсенале Московского Кремля в помещении бывшего конного манежа (эта постройка пострадала при бомбардировках Московского Кремля в 1941 году и впоследствии была разобрана).

Весной 1941 года руководство гаража и водители основных автомобилей ГОНа были аттестованы и получили специальные звания сотрудников НКВД СССР.

Всего перед войной Гараж особого назначения обеспечивал транспортное обслуживание 22 руководителей ВКП(б) и Советского государства (И.В. Сталин, В.М. Молотов, А.И. Микоян, М.И. Калинин, А.А. Андреев, А.С. Щербаков, Г.М. Маленков, В.В. Ульрих, А.Я. Вышинский, Н.А. Вознесенский, В.П. Потемкин, В.Н. Меркулов, А.Н. Булганин, Л.М. Каганович, К.Е. Ворошилов, Н.М. Шверник, Г. Димитров, М.М. Литвинов, Л.П. Берия, А.А. Жданов, С.М. Буденный, С.К. Тимошенко).

С началом боевых действий сотрудники ГОНа стали выполнять служебные обязанности
в боевой обстановке, во фронтовых и прифронтовых районах, в непосредственной близости от мест боевых действий. В июне – августе 1941 года ГОН начал осуществлять транспортное обслуживание Н.С. Хрущева, Г.К. Жукова, А.М. Василевского и Б.М. Шапошникова. На автомобилях закрасили все хромированные детали, сняли радиоприемники, установили специальные фары для езды в темное время суток. Часть машин, используемых для выезда на фронт и в прифронтовые районы, закамуфлировали.

6 января 1942 г. были начаты работы по созданию нового правительственного лимузина высшего класса ЗИС-110. Верховный заказчик пожелал взять за образец лимузин фирмы Packard. Первые два экземпляра были готовы в 1944 году, и после утверждения Государственным Комитетом Обороны коллектив специально созданного механосборочного цеха № 6 (МСЦ-6) начал сборку на Заводе имени Сталина первых автомобилей ЗИС-110.

В 1946 году автомобиль прошёл государственные испытания. В этом же году ГОН вошел в состав Главного управления охраны МГБ СССР.

Была разработана и бронированная версия автомобиля, которой присвоили индекс ЗИС-115. Сегодня такой тип бронирования, выполненный в заводских условиях на стадии сборки автомобиля, называют заводской бронекапсулой. Тогда бронекапсула, или «Изделие 100», производилась на военном заводе и доставлялась в условиях повышенной секретности на завод ЗИС, где на неё и навешивалось небронированное оригинальное оперение, делавшее бронеавтомобиль максимально неотличимым от обычного автомобиля.

С 1954 года ГОН вошёл в состав 9 управления КГБ при Совете Министров СССР.

Перемены в стране коснулись и принципов обеспечения безопасности при автотранспортном обслуживании руководства государства. Никита Хрущёв считал, что ему нечего опасаться в своей стране, и потому с конца 1953 года автомобили со специальной защитой кузова практически перестали использоваться.

Большую популярность у нового руководства страны приобрели открытые автомобили. Например, полноприводный ЗИС-110П с кузовом фаэтон использовался для поездок Н.С. Хрущёва по колхозным полям и на охоте.

В 1955 году на сменившем имя автозаводе имени Лихачёва началась работа над новой машиной – ЗИЛ-111.

Приказом КГБ при СМ СССР от 21 января 1956 г. в составе Отдельного полка специального назначения Управления Коменданта Московского Кремля был образован отдельный мотоциклетный взвод, который в последствии станет именоваться мотоциклетным взводом Почётного эскорта. 

В 1969 году было совершено неудачное покушение на Леонида Брежнева, в результате которого погиб сотрудник ГОНа Илья Жарков и был ранен один из мотоциклистов почетного эскорта.

В  1976 году на укомплектование ГОНа поступили автомобили ЗИЛ-115 (другое обозначение ЗИЛ-4104). Новая машина, являясь глубокой модернизацией ЗИЛ-114, хотя и сохранила конструктивную преемственность, но по всем показателям превосходила своего предшественника, получив модернизированный кузов, новый интерьер и двигатель с увеличенным до 7,7 литра рабочим объёмом, мощностью 315 л.с.

Именно в семействе «4104» возобновилась практика постройки бронированных версий правительственных лимузинов. Бронированный автомобиль был готов к 1982 году и получил индекс ЗИЛ-4105. Основой кузова являлась бронекапсула, поднявшая полную массу машины до 5700 кг. Внешне выглядевший как стандартный ЗИЛ-4104, «броневик» мог противостоять стрелковому оружию, а также защитить пассажира от осколков гранаты.

В 1983 году автозавод имени Лихачева, путём модернизации 115-й серии, создал очередную генерацию правительственных лимузинов, автомобиль ЗИЛ-41045, который использовался при транспортном обслуживании Ю.В. Андропова.

В 1986 году в ГОН поступили новые автомобили ЗИЛ-41047, которые снова оказались результатом модернизации предыдущей машины. Также было начато производство бронированной модели с внешностью базового ЗИЛ-41047.

Эти автомобили со специальной защитой кузова получили наименование ЗИЛ-41052 и обслуживали М.С. Горбачёва.

Постсоветский период

25 октября 1991 г. было создано Главное управление охраны Российской Федерации, в состав которого вошёл, в том числе и Гараж особого назначения. 

С середины 1990-х годов ГОН вынужденно перешёл на комплектование преимущественно автомобилями иностранного производства. Для использования в качестве основных автомобилей были выбраны машины марки Mercedes-Benz. Идея перехода на германские автомобили была вызвана экономическими и техническими соображениями.

На смену мотоциклам отечественного производства («Днепр-ЭС», «Днепр-14.9», «Днепр-14.9М») в 1993 году для Почетного эскорта были закуплены мотоциклы фирмы БМВ. Специальная модификация К75RT имела полицейское исполнение и оснащалась дополнительным оборудованием: гидроприводом тормозов и антиблокировочной системой, УКВ-приемо-передающей радиостанцией, световыми спецсигналами с красным и синим светофильтрами, а также электрической сиреной, работающей в двух режимах. Мощность четырехтактного трехцилиндрового двигателя (75 л.с.) позволяла развивать максимальную скорость 185 км/ч. Позднее на смену этим мотоциклам пришли мотоциклы БМВ R1150RT.

В 1994 году для обслуживания Президента России компанией «ТРАСКО Бремен» были изготовлены автомобили Mercedes-Benz S500 (W140) с удлинением салона, бронированные по уровню В6.

Автомобили Mercedes-Benz заводского бронирования начали поставляться в ГОН в 1995 году. Вначале это были модели S500L, а затем S600L и шестиместные S600 Pullman Guard (W140). Машины были защищены по высочайшим европейским стандартам, кузов был удлинен на 100 см.

В августе 1996 г. Главное управление охраны было преобразовано в Федеральную службу охраны Российской Федерации, в составе которой Гараж особого назначения функционирует и поныне.

/ Источник: сайт ФСО /

Agentura.ru 2022