Андрей Солдатов, Ирина Бороган

Казалось бы, режим, возглавляемый диктатором и охраняемый сотнями тысяч вооруженных людей, должен относиться к выборам как к очередному шоу с заранее известным результатом, где избирателям отведена простая и дежурная роль: подтвердить право Путина сидеть в Кремле. Но это не так.

Президентские выборы 15-17 марта, очевидно, принесут тот результат, который нужен Владимиру Путину (это не очень сложно, если вы отправите всех серьезных соперников в лагеря или на кладбища). Несмотря на это, благодушное спокойствие не снизошло на Кремль и Лубянку.

Президентские выборы, как бы жестко они не контролировались, по определению усиливают паранойю Кремля. Именно этим объясняется решение спецслужб провести обыски в домах современных художников в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и других российских городах.

Кампания ФСБ началась с атаки на Петра Верзилова, члена арт-группы Pussy Riot, которого теперь обвинили в государственной измене. Несколько месяцев назад Верзилов был заочно приговорен к восьми годам лишения свободы за распространение «фейковых новостей» о российских военных в своих постах в Instagram. Его осудили за упоминание о военных преступлениях в Буче, но приговор был отменен московским судом.

По данным российских правозащитников, ФСБ возбудила новое уголовное дело против Верзилова по подозрению в госизмене на основании интервью, в котором он заявил, что воюет в составе украинской армии в Бахмуте. Верзилов покинул Россию в 2020 году, и никакой прямой связи между его борьбой в Украине и художниками, чьи квартиры обыскали, нет. Единственное объяснение этой спецоперации состоит в том, что ФСБ организует кампанию в сталинском стиле против современных художников, которые не поддерживают войну. И в поистине сталинской манере ФСБ фабрикует дело, объединяя художников в воображаемую, несуществующую предательскую организацию.

Обвинения могут быть абсурдными, но последствия таковыми не являются. Задача — посеять страх среди художников, музыкантов и политически активной интеллигенции, чтобы не допустить никаких арт-акций во время выборов, утверждают наши источники в российских спецслужбах. Кремль и ФСБ всерьез считают, что группа художников может создать проблему для переизбрания Путина, и это не должно удивлять, учитывая одержимость Путина бурной историей России, которую разделяют его подчиненные в Совете Безопасности и спецслужбах.

Эта одержимость русской историей объясняет отношение Кремля к Украине, но именно в ней кроется причина паранойи, которая держится на концепции хрупкости государства, будь то Российская империя, Советский Союз или путинская Россия.

Эта концепция является порождением двух исторических травм — революции 1917 года и распада Советского Союза. В обоих случаях в распоряжении руководства страны находились крупнейшие в мире службы тайной полиции, перед которыми стояла единственная задача — охранять режим и подавлять инакомыслие. Оба раза это не сработало.

КГБ и его наследники объясняют эти неудачи вмешательством всемогущей и зловещей внешней силы — Запада. Запад обвиняли в помощи Ленину, и тот же Запад помог Горбачеву разрушить Советский Союз. При этом за рамками обсуждения остался тот факт, почему КГБ стоял в стороне и ничего не предпринял во время перестройки, за исключением неудачной попытки госпереворота в Августе 1991 года, который не поддержали офицеры комитета госбезопасности.

Призрак новых катастроф пугает Путина, отсюда такая одержимость историей. Но здесь возникает проблема: единственный ключ, который есть у него и его людей для понимания истории — это фрагменты марксистско-ленинских теорий, вбитые в них в советских школах и университетах.

В них вбито, что сочетание войны и политического кризиса является тем фактором, который может привести к возникновению революционной ситуации — так Русско-японская война вызвала революцию 1905 года, а Первая мировая война спровоцировала Февральскую революцию 1917 года, свергнувшую царя.

Первый компонент — война — уже есть, второй — потенциальный политический кризис — это выборы, поскольку чиновники от спецслужб рассматривают любые выборы как кризис. По их мнению, это именно тот момент, когда Запад, всегда строящий заговоры против России, может попытаться подорвать политическую стабильность в стране.

Атаки на российскую территорию Легиона «Свобода России» и «Российского добровольческого корпуса» (РДК), хотя и не имеют никакого значения с военной точки зрения, играют на этих страхах.

Эта мрачная картина неминуемого политического кризиса оправдывает в глазах офицеров спецслужб любые меры для защиты статус-кво — убийство в тюрьме главного политического оппонента, нападение на его соратника с молотком, исключение любых антивоенных кандидатов из избирательных бюллетеней и, конечно же, усиление репрессий. По мнению силовиков, любые меры оправданы, если таким образом можно предотвратить новую революцию и распад страны.

Офицеры и генералы живут в этой мрачной реальности и считают необходимым как можно больше сузить возможности для политических перемен. Идея несменяемости лидера является лишь логичным результатом этой паранойи.

Именно к этому Путин стремится на выборах. Это, конечно, делает его ключевым элементом нынешнего российского государства. Но это также означает, что, когда лидера не станет, его наследие падет вместе с ним.

И это знает любой читатель исторических книг, хороших или плохих.

Опубликовано по английски в CEPA

Agentura.ru 2024