3-й Департамент ФСБ в/ч 70850, Большая Лубянка 12

  • Руководитель — Николай Петрович Юрьев (с 2015 г.), заместитель Алимов Р.Р. ДВКР курирует первый заместитель директора ФСБ Сергей Королев
  • Прежнее руководство: Александр Безверхний (2004-2015), до него Владимир Петрищев

ДВКР известен также как Третье управление, Третий Департамент или Третья служба.

Юрьев Н.П.

Структура ДВКР

  • аналитический отдел
  • 1 служба
  • 3 отдел (курирование Службы внешней разведки СВР)
  • 6 отдел (хищения в воинских частях)
  • 9 отдел (курирование Главного разведывательного управления ГШ), образован в 1989 г.
  • 10 отдел

В систему органов безопасности в войсках, кроме ДВКР, входят:

Департамент располагает армией агентов в войсках. У ДВКР существуют нормы «расстановки на объекте КРО (контрразведывательнго обеспечения)» — то есть количество агентуры военной контрразведки в воинских частях: эти нормы включают обязательное наличие резидента (прикомандированный офицер или внедренный сотрудник или особо ценный агент), агентов (завербованных источников), и доверительных оперативных контактов (почти агентов, но не завербованных).

История

12 мая 1918 года Высший военный совет РСФСР принял директиву о создании отделений по борьбе со шпионством при всех штабах Красной армии. В июле 1918 года военный подотдел создается в структуре Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Существование параллельных структур продолжалось около полугода. 19 декабря 1918 года бюро ЦК РКП (б) приняло решение об объединении контрразведывательных структур Красной армии и ВЧК в единую службу: Особый отдел ВЧК при Совете Народных комиссаров РСФСР.

В январе 1922 года было создано Секретно-оперативное управление (СОУ), в составе которого в июле 1922 года выделили два отдела: контрразведывательный, отвечавший за общую контрразведку на территории страны и борьбу с контрреволюционными организациями, и особый, отвечавший за контрразведывательную работу в армии и на флоте. В 1934 году Особый отдел вошел в состав Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР в качестве 5-го отдела, а в 1938 году, после упразднения ГУГБ, на базе 5-го отдела было создано 2-е Управление особых отделов НКВД СССР. Вскоре, однако, Главное управление государственной безопасности было воссоздано, и в его структуре был сформирован 4-й Особый отдел, занимавшийся военной контрразведкой.

19 апреля 1943 года постановлением Государственного комитета обороны СССР было создано Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Народного комиссариата обороны СССР. Согласно решению Государственного Комитета Обороны, «СМЕРШ» создавался путем реорганизации Управления особых отделов НКВД. В отличие от руководителя прежней структуры начальник «СМЕРШа» получал должность заместителя наркома обороны и подчинялся напрямую наркому обороны Иосифу Сталину, выполняя только его распоряжения. Начальником «СМЕРШа» стал генерал Виктор Семенович Абакумов. Существовало сразу три «СМЕРШа»: Наркомата обороны, Наркомата ВМФ и Наркомата внутренних дел. Последний отвечал за пограничные войска, внутренние войска и милицию.

В 1946 году «СМЕРШ» был включен в состав Министерства государственной безопасности как его 3-е Главное управление. На базе органов «СМЕРШа» в армейских частях были возрождены Особые отделы. 18 марта 1954 года в составе КГБ было создано Третье Главное управление КГБ СССР, отвечавшее за военную контрразведку и деятельность особых отделов. С 1960 по 1982 годы оно назвалось Третьим Управлением, а в 1982 г. был возвращен статус Главного управления КГБ СССР. Особые отделы были созданы во всех военных округах и флотах.

После 1991 года Управление военной контрразведки вошло в состав новой российской спецслужбы, с 1995 года получившей название ФСБ.

В 2000 году, после избрания В. Путина президентом, возможности военной контрразведки были существенно расширены. В феврале 2000 года и.о. президента Владимир Путин подписал новое «Положение об управлениях ФСБ в Вооруженных Силах», расширившее функции военной контрразведки и наделившее ее правом борьбы с организованной преступностью. Путинский указ дал новые полномочия офицерам ФСБ, прикомандированным к армейским формированиям: теперь они занимались выявлением потенциальных угроз режиму.

Кроме того, они должны были бороться с «незаконными военными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти».

Некоторые пункты Положения носят закрытый характер. 

Из Положения: 

«5. Органы безопасности в войсках имеют право: устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения других задач, предусмотренных федеральным законодательством». 

В нем также значительно расширено поле ответственности армейских особистов за наркобизнес, оргпреступность, коррупцию, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. 

4 августа 2004 года УВКР преобразовали в Департамент военной контрразведки ФСБ России, которому подчиняются Управления и отделы ФСБ по военным округам и флотам, внутренним войскам МВД и другим войскам и воинским формированиям.

ДВКР является подразделением центрального аппарата Федеральной службы безопасности РФ, осуществляющим непосредственное руководство органами безопасности в войсках.

Задачи военной контрразведки:

  • контрразведывательная деятельность, под которой понимается деятельность органов безопасности в войсках в пределах своих полномочий, направленная на решение задач по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, преследующей цель нанесения ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также их органов управления;
  • борьба с преступностью и террористической деятельностью, которая предполагает для органов безопасности в войсках решение задач по: выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, отнесенных к подследственности органов федеральной службы безопасности; выявлению, предупреждению и пресечению террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также их органов управления; организации и осуществлению совместно с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также борьбе с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.
  • Борьбу с преступностью и террористической деятельностью органы безопасности в войсках осуществляют путем проведения в пределах своей компетенции оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия.

К иным направлениям деятельности органов безопасности в войсках относятся:

  • разведывательная деятельность, которая предполагает решение задач по добыванию, обработке и реализации информации о внутренних и внешних угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, а также их органов управления.

Agentura.ru 2022