Руководство: Борис Данилов, заместитель Веремей Игорь Владимирович

Адрес: г. Москва, Лубянка Б., 1/3

Прежнее руководство: Николай Гаврилов

Подразделения:

  • Объединённый авиационный отряд специального назначения ФСБ
  • Объединенные авиационные отряды (номерные)

На вооружении авиационных отрядов ФСБ находятся обычные авиационные машины только на первый взгляд. Главное отличие заключается в оборудовании самолетов. Например, вертолет Ка-226 переоборудован под минимальное произведение шума. Так же были переделаны стоящие на вооружении ФСБ «Ансат», Ми-8 и «Финист». Они модернизированы специально для различного рода операций ФСБ. Помимо обычных летательных машин, в арсенале ФСБ есть беспилотные аппараты, аэростаты, дирижабли и отдельно закупается телевизорная, радиолокационная и телерадиолокационная аппаратура.

Ка-226

В 2015 году в Воронеже для отряда был построен летающий пункт управления — на базе  самолета Ил-96-400ВПУ. Базовый самолет Ил-96-400Т представляет собой грузовую модификацию не запущенного в серию пассажирского лайнера Ил-96-400М. Взлетная масса машины составляет 270 тонн, максимальная скорость — 900 километров в час, дальность полета — более 12 тысяч километров.

История

Авиация в органах госбезопасности появилась в 1923 году. Приказ Реввоенсовета республики и ГПУ от 18 июля 1923 предписывал:

«Главному Управлению Красного воздушного флота Республики приступить к формированию авиазвеньев для войск ГПУ…». В приказе ГПУ «О Формировании авиазвеньев для войск ГПУ» от 14 августа того же года указывалось: «В целях усиления войск ГПУ техническими средствами на 1924 год сформировать пять авиаотрядов по три звена в каждом – всего 30 самолетов различных систем». Первый руководитель авиационной структуры Александр Пороховщиков, уполномоченный Главвоздухфлота при ГПУ, уже в 1923 году приступил к набору экипажей, командного и технического состава сначала двух авиационных звеньев – для сухопутных и морских войск ГПУ.

В 1924 году он сформировал экипажи уже пяти авиаотрядов по три звена в каждом из наиболее достойных командиров и летчиков ВВС и Гражданского воздушного флота (ГВФ). Некоторые из них уже имели опыт службы в авиационных отрядах особого назначения (АООН). К концу 1935 года в состав пограничных войск входил 21 авиационный отряд, включая морские авиационные отряды.

Первая серьезная реорганизация авиации ПВ началась в связи с постановлением Правительства № 274 от 29 июня 1939 года «Об авиационных отрядах НКВД». 9 августа 1939 года приказом НКВД СССР была создана новая структура пограничной авиации: независимо от дислокации все эскадрильи были объединены в отдельную авиационную бригаду в составе 10 отдельных авиаэскадрилий 12-самолетного состава, 2 гидрозвеньев 3-самолетного состава, 3 окружных мастерских в Москве, Алма-Ате, Хабаровске. Были сформированы авиаотделы ГУПВ и авиационное отделение Харьковской пограничной школы. Командиром авиабригады ПВ был назначен полковник Илья Чупров.

В августе 1941 года в Быково был сформирован 1-й истребительный авиационный полк пограничных войск НКВД. Состоявший из трех эскадрилий самолетов Миг-3 и эскадрильи пикирующих бомбардировщиков Пе-2, он вошел в оперативное подчинение 6-го авиационного корпуса и охранял с воздуха восточный сектор Москва – Кашира – Коломна. В начале 1943 года эта часть вошла в состав 6-го авиакорпуса ПВО РККА как 11-й истребительный авиационный полк ПВО.

В начале 1943 года при штабе Отдельной авиационной бригады в Быково на базе 1-й отдельной авиаэскадрильи был развернут 1-й отдельный (транспортный) авиационный полк ПВ НКВД. Полк состоял из трех эскадрилий (от 36 до 42 самолетов в разное время) и выполнял задачи в интересах погранвойск и других управлений НКВД СССР. Это были полеты в осажденный Ленинград и в тыл врага к партизанам; выброска диверсионных и разведывательных групп в глубокий тыл противника; организация спецсвязи ВГК со штабами фронтов и армий.

В 1943 году личному составу авиабригады было поручено специальное задание Правительства СССР. На аэродром Быково прибыли два новых транспортных самолета «Дуглас» С-47 и один Ли-2, которые впоследствии были переоборудованы в пассажирские с салонами класса люкс. 27 ноября 1943 года на двух из этих самолетов в Тегеран вылетела правительственная делегация: Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и Климент Ворошилов. На третьем самолете находилась группа обеспечения перелета и охраны членов правительства из авиабригады ПВ НКВД во главе с заместителем начальника погранвойск генералом Аркадием Аполлоновым.

В послевоенный период началось поэтапное сокращение структуры авиации пограничных войск. В 1946 году были упразднены штаб и управление авиабригады ПВ, и на их базе создан авиационный отдел погранвойск МВД СССР численностью 12 человек под руководством генерал-майора Ильи Чупрова. С 1946 по 1954 год начальником авиаотдела был генерал-майор Николай Сергеев, а с 1954 по 1961 год – опять генерал-майор Чупров.

В 1963–1977 годах авиационную службу, а затем и авиационный отдел ГУПВ КГБ при Совете министров СССР возглавлял генерал-майор Анатолий Володин. Начиная с 1965-го и до конца 1970-х годов происходило наращивание мощи авиации пограничных войск.

В начале 1970-х на базе существовавших авиационных отрядов пограничных войск были сформированы 12 отдельных авиационных эскадрилий и отдельных авиационных полков, которые имели в своем составе около 150 единиц современной авиатехники.

Приказом Председателя КГБ СССР от 11 января 1978 года был создан Отдельный авиационный отряд Пограничных войск КГБ СССР, который был оснащен самолетами Ту-134, а затем и Ил-76. На этот отряд возлагалась задача оперативной доставки руководства КГБ и выполнения специальных полетных заданий.

В СССР пограничные войска КГБ имели в своем составе 18 авиационных частей и более 420 единиц авиатехники. 3 декабря 1991 года вместо упраздненного ГУПВ был образован Комитет по охране Государственной границы СССР (КОГГ). Должность заместителя председателя Комитета по авиации – начальника авиационного управления занял генерал-лейтенант Николай Рохлов. 

1990-е годы

После распада Советского Союза в составе российского Министерства безопасности за счет численности КОГГ и подчиненных ему войск были созданы Пограничные войска Российской Федерации. Появился и новый орган управления – аппарат командующего Пограничными войсками МБ РФ, в состав которого входило Авиационное управление со штабом командующего авиацией пограничных войск. При штабах пограничных округов были сформированы авиационные отделы. Начальником авиационного управления – командующим авиацией Пограничных войск стал генерал-майор Юрий Шатохин.

30 декабря 1993 года была создана Федеральная пограничная служба, и в ее составе — Департамент авиации. В 1996–1997 годах ФПС располагала 26 авиационными частями, на вооружении которых было 250 многоцелевых вертолетов и более 60 самолетов. В состав ФПС передали и авиационный отряд, действовавший в интересах подразделений спецназа спецслужбы.

В марте 1996 года командующим авиацией ФПС России стал генерал-лейтенант Виктор Ратушин. Первые десять лет с момента распада СССР в авиацию ФПС России не поступил на вооружение ни один современный самолет или вертолет. Создалось то критическое положение, когда моторесурс авиационной техники больше чем на 50% исчерпал свои возможности. Возникли реальные трудности в поддержании боеготовности техники и уровня подготовки летного состава. В 2000 году начальником Департамента авиации ФПС России был назначен генерал-майор Александр Дубасов, который пытался исправить ситуацию.

В 1999 году в ФСБ была создана комиссия, которая должна была создать вспомогательную авиацию для ФСБ. В ее главе поставили бывшего сотрудника «Вымпела» и «Альфы» В.С. Козлова, хоть на тот момент он и был начальником ООУД по борьбе с терроризмом и защите конституционного строя ФСБ. Фактическим основателем данного отряда в ФСБ был В.Е. Проничев. Буквально за полгода были решены все правовые и юридические вопросы. Начиная с февраля 2000 года, российский спецназ получил собственную авиацию, выполняющую сугубо его задачи.

Основной деятельностью авиации ФСБ было сотрудничество со отрядами «Вымпел» и «Альфа», а именно в крайне короткие сроки доставить спецгруппу в нужное место для выполнения поставленных задач. 

2000-е годы

11 марта 2003 года функции ФПС была влита в структуру ФСБ. Пограничная авиация, ранее подчиненная пограничным органам, перешла в ведение Управления авиации ФСБ.

В январе 2004 года было образовано Управление авиации ФСБ России и подчиненная ему отдельная авиаэскадрилья. А уже через год в это Управление были интегрированы подразделения и части авиации Пограничной службы. Начальником Управления стал Герой России генерал-майор Николай Гаврилов. (источник) Когда Путин летал на Кавказ, он летал только с пилотом Гавриловым и на вертолетах из отрядов его управления.

Средний годовой налет командира экипажа в авиации ФСБ России сейчас составляет 150–200 часов, а общий средний налет пилотов, прослуживших 10–15 лет на летных должностях, как правило, превышает 2000 часов.

Коррупция

В августе 2021 года были арестованы три офицера Управления авиации ФСБ по подозрению в особо крупном мошенничестве. Были арестованы начальник 6-го отдела УА полковник Юрий Кравченко, его зам – начальник 1-го отделения подполковник Артем Сохин и майор Сергей Романов.

По версии следствия, сотрудники ФСБ в период с 2017 по 2019 годы похитили 63 млн 499 тыс. 600 руб. Речь идет о контрактах УА ФСБ со ставропольским предприятием «АсСтрой», поставляющим сборно-разборные складские комплексы.

При этом, говорится в деле, начальник УА ФСБ генерал-лейтенант Борис Данилов был введен относительно сделки в заблуждение, поскольку полковник Кравченко представлял ему служебные записки с недостоверными сведениями.

Фирма-контрагент должна была в рамках гособоронзаказа поставить и установить в Воркуте такой разборный склад для хранения авиационно-технического имущества для самолетов и вертолетов. По словам самих подозреваемых, все условия контракта были выполнены, а складской комплекс построен и функционирует. (источник) В марте 2022 года  военный суд в Москве продлил сроки ареста трем офицерам. ГВСУ СКР лишь в январе объявило об окончании предварительного следствия и начале процедуры ознакомления с материалами. Между тем они насчитывают 85 томов. Сохин и Романов содержались в СИЗО, а Юрий Кравченко был отправлен под домашний арест. (источник)

21 ноября 2022 года Второй западный окружной военный суд оправдал трех старших офицеров управления авиации ФСБ РФ, которые обвинялись в мошеннических действиях и злоупотреблении служебными полномочиями. Суд постановил оправдать Юрия Кравченко, Сергея Романова и Артема Сохина «за отсутствием состава преступления».   

Agentura.ru 2022