Руководство: Васильев Алексей (источник), первый заместитель Ю.Н. Титов

Прежнее руководство: Василий Христофоров

Структура

  • Секретариат (отвечает за оперативную обработку документов, контроль над состоянием секретного делопроизводства, работу с обращениями граждан, методическую и практическую помощь подразделениям Управления)
  • Отдел центральной регистратуры (инспектирование и руководство регистрационно-учетной и архивной работой подчиненных Центру органов, их материальное обеспечение)
  • Центральный архив
  • отдел информационно-технического обеспечения
  • правовой отдел
  • подразделения, отвечающие за проверку граждан на запрет на выезд за границу

История: советский период 

1 сентября 1918 года решением коллегии ВЧК был создан регистрационно-справочный отдел. Выполнял функции секретариата тюремного отдела: 14 сотрудников вели регистрацию арестованных органами ВЧК и следственные дела, а также выдавали справки как для органов ВЧК, так и обычным гражданам. Возглавил отдел следователь Ревтрибунала при ВЦИК и ВЧК Виктор Кингисепп. Кингисепп проводил расследование обстоятельств левоэсеровского восстания, дела Локкарта и покушения на Ленина. В декабре 1918 года Ф.Э. Дзержинский утвердил инструкцию чрезвычайным комиссиям на местах, которая по существу стала положением о местных ЧК и подробно регламентировала их деятельность. В губернских ЧК создавались столы регистрации, где в картотеках концентрировались все сведения о враждебных советской власти лицах, контрреволюционерах, а также разыскиваемых и осужденных преступниках. Копии составленных за неделю карточек еженедельно пересылались в Москву. Однако фактически первым руководителем подразделения стал бывший латышский стрелок Ян Роцен, пришедший из особого отдела в 1919 году.

В мае 1920 года Регистрационно-справочный отдел переименовали в Регистрационно-статистический и возложили на него «всю статистическую разработку данных по ВЧК и руководство этой работой по всем губчека».

Приказом ВЧК от 17 июля 1921 года была объявлена Инструкция о структуре и внутреннем распорядке органов ВЧК в области статистической работы. Для этого в системе было создано сразу два подразделения.

В составе Секретно-оперативной части ВЧК функционировало Регистрационно-статистическое отделение, в распоряжении которого были картотеки, архив, списки разыскиваемых, сведения, присланные другими органами ВЧК, печатные издания и т.д.

В структуре Общей части ВЧК было образовано Учетно-регистрационное отделение, которое проводило учет и регистрацию всех арестованных.

4 мая 1922 года приказом Главного политического управления (ГПУ) Учетно-регистрационное отделение было упразднено, а его функции переданы комендатуре.

24 мая 1922 года в структуре Секретно-оперативного управления ГПУ был создан Отдел центральной регистратуры, который должен был обеспечить единообразие работы всех регистрационных аппаратов как на местах, так и в центре.

Отдел был наделен следующими функциями: руководство работой местных регистрационных аппаратов органов ГПУ; сбор и систематизация персональных сведений о скрывающихся и разыскиваемых лицах; учет разыскиваемых и разысканных лиц; сбор статистических сведений о лицах, преданных суду и находившихся под следствием; хранение архивных дел, выдача справок о лицах, проходящих по архивным делам. В 1926 году в штат отдела было введено отделение по следствию и тюремному надзору. Тогда же входящий в Отдел центральной регистратуры (ОЦР) архив стал называться Центральным архивом.

Приказом ОГПУ от 10 февраля 1932 года ОЦР был переименован в Учетно-статистический отдел (УСО) ОГПУ. В июне этого же года в Отделе появилось отделение судебно-следственного контроля. В июле 1934 года в составе Отдела было образовано еще одно отделение – Особый архив. В его задачу входила систематизация личных архивов Феликса Дзержинского и Вячеслава Менжинского, обработка приказов, циркуляров и писем ВЧК-ОГПУ, разработка материалов законченных следственных дел.

После преобразования в 1934 году ОГПУ в НКВД СССР Учетно-статистический отдел вошел в состав Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД.

В 1936 году руководство НКВД обратило особое внимание на документальное наследие ВЧК-ОГПУ. В приказе НКВД СССР от 3 мая 1936 года «О реорганизации Учетно-статистического отдела ГУГБ и УСО УГБ НКВД» подчеркивалось, что архивы ВЧК-ОГПУ-НКВД СССР «представляют исключительную политическую и научно-историческую ценность и имеют большое значение для практической оперативной работы НКВД». Для упорядочения архивного дела предписывалось: «…учет, хранение и обработку архивных материалов, имеющих политическую и историческую ценность, секретные дела и документы по всем управлениям и отделам НКВД сосредоточить в УСО ГУГБ НКВД и ре- организовать УСО ГУГБ НКВД в Учетно-архивный отдел ГУГБ НКВД СССР».

Спустя полгода в декабре 1936 года Учетно-архивный отдел стал 8-м отделом ГУГБ НКВД СССР. В январе 1937 года на 8-й отдел ГУГБ была возложена задача по рассмотрению заявлений осужденных, поступающих в центральные партийные, советские органы и НКВД. Кроме того, в Отдел был передан аппарат бывшей Особой инспекции НКВД.

Летом 1937 года 8-й отдел был вновь преобразован. 9 июня его выделили из состава ГУГБ в самостоятельный отдел и переименовали в Отдел оперативного учета, регистрации и статистики. Позднее он стал называться 1-м Специальным отделом НКВД СССР.

Помимо традиционных функций, включавших оперативный учет, статистику и хранение архивных материалов, на 1-й Спецотдел были возложены новые задачи: учет конфискованного жилья и имущества; хранение конфиската; организация спецконвоя; фотографирование; дактилоскопическая регистрация арестованных; учет осужденных, отбывающих наказание; особый учет репрессированных иностранцев; оформление документов и контроль над высылкой из СССР; объявление и прекращение всесоюзного и местного розыска; хранение и сдача в госфонд конфискованной литературы.

После реорганизации в феврале 1941 года Народного комиссариата внутренних дел СССР и разделения его на НКВД и НКГБ СССР в системе нового НКВД был организован 1-й Специальный отдел с прежними функциями. Одновременно в структуре НКГБ СССР было создано свое учетно-статистическое подразделение – 2-й отдел.

После начала Великой Отечественной войны вновь произошло объединение НКВД и НКГБ СССР в единый наркомат со старым названием – НКВД СССР, в котором был воссоздан единый 1-й Специальный отдел, вобравший штаты 2-го отдела НКГБ и выполнявший его функции.

Во время войны, перед сотрудниками 1-го Спецотдела НКВД СССР была поставлена задача вывезти оперативно-учетные картотеки и архивные документы в Куйбышев, а затем в Свердловск.

«Особый архив» и другие совершенно секретные и особой важности материалы (архив секретариата наркома, дела агентуры, протоколы несудебных органов ВЧК-ОГПУ-НКВД, документы Владимира Ленина и Иосифа Сталина) находились в архивохранилищах в домах No 2 на Лубянке и No 12 по Фуркасовскому переулку. Их следовало надлежащим образом упаковать и в 20 вагонах в сопровождении 11 оперативных сотрудников 27–28 июня 1941 года вывезти в Свердловск. По распоряжению наркома госбезопасности Всеволода Меркулова, эвакуации подлежали также материалы 1-го (разведывательного) Управления НКГБ. Этот первый этап эвакуации положил начало перемещению архивов и картотек в тыл. В течение десяти суток готовились к отправке материалы 1-го спецотдела НКВД СССР: центральная оперативно- справочная картотека, архивные личные дела сотрудников, общеканцелярский архив, дактилоскопическая картотека, разыскные дела и т.д. На эвакуацию второй группы материалов выделялось 93 вагона. В Москве оставались дела и картотеки, которые в случае непосредственной угрозы столице могли быть уничтожены. (При этом в августе при обследовании помещений 1-го этажа дома No 2 на Лубянке в сейфах обнаружили неотправленные дела «Особого архива»: документы троцкистских групп за 1919–1928 годы, секретариата Коллегии ОГПУ за 1930–1933 годы и секретариата НКВД СССР за 1934–1936 годы.)

Позже, когда линия фронта отодвинулась далеко на запад, была проведена реэвакуация картотек и архивных фондов обратно на Лубянку.

В июле 1941 года наркоматы госбезопасности и внутренних дел были вновь объединены в НКВД СССР. Начальником 1-го спецотдела был назначен Леонид Баштаков.

В состав отдела входили 19 отделений, выполнявших учетные, аналитические и архивные функции (ведение картотеки, архивных фондов, статистики, контрольно-методические функции по периферии, исполнение решений Особого совещания и по делам, рассмотрение жалоб и заявлений, выдача справок и т. д.).

Работа подразделения разворачивалась как в Москве, так и в городах, в которые были эвакуированы материалы. В начале августа 1941 года приступили к расстановке личного состава, общее количество которого на тот момент составляло 450 человек, по отделениям. К декабрю штат сократился до 327 человек. В декабре 1941 года, число отделений сократилось до 14, но были введены два новых: 13-е (учет семей изменников Родины) и 14-е (фронтовые особые отделы).

К маю 1942 г. структура отдела имела следующий вид:

  • Секретариат
  • 1-е отделение (центральная оперативно-справочная картотека)
  • 2-е отделение (центральная дактилоскопическая картотека)
  • 3-е отделение (оперучет агентуры и агентурных разработок)
  • 4-е отделение (исполнение решений ОСО, особый учет репрессированных иностранцев)
  • 5-е отделение (учет следственных дел, эвакуированных заключенных, исполнение решений судебных органов)
  • 6-е отделение (оперативная статистика)
  • 7-е отделение (розыск)
  • 8-е отделение (оперативно-справочное, жалобы, заявления)
  • 9-е отделение (общий архив)
  • 10-е отделение (следственный архив)
  • 11-е отделение (особый и агентурный архив)
  • 12-е отделение (оргинструкторское и контрольное)
  • 13-е отделение (учет, розыск и оформление высылки ЧСИР)
  • 14-е отделение (учет, систематизация, обработка и хранение оперативных материалов особых органов НКВД)

4 февраля 1943 года Серову доложили о результатах проверки аппарата 1-го спецотдела НКВД СССР г. Свердловска, на основании чего он дал разрешение провести кадровые перестановки. Начальником 1-го отделения (Центральная оперативно-справочная картотека) был назначен начальник 1-го спецотдела УНКВД Московской области В.В. Титов. Было принято предложение об организации в Москве при 1-м спецотделе читального зала для просмотра архивных материалов. Это было вызвано возрастающим количеством запросов центрального аппарата НКВД СССР и Прокуратуры СССР.

Весной 1943 года произошло очередное разделение Наркомата внутренних дел на НКВД и НКГБ СССР. 1-й спецотдел сохранил свое название в НКВД СССР, его начальником назначили Кузнецова, а в НКГБ СССР образовали отдел «А», который возглавил Герцовский. В органах контрразведки «Смерш» НКО и НКВМФ работу с информацией по делам и картотекам вели собственные оперативно-учетные подразделения.

После разделения НКВД СССР начальник отдела «А» НКГБ СССР Герцовский вышел с предложением отделить милицейские и гулаговские учеты, а также архивы и передать их в ведение НКВД СССР. Здесь же по его предложению следовало хранить и дела общего секретного делопроизводства. Оперативные и следственные дела, кроме милицейских, со времен ВЧК оставались в НКГБ СССР. На Отдел «А» возложили задачи по дактило- и фото- регистрации, учету арестованных; учету и хранению вещественных доказательств; исполнению решений о конфискации; составлению статистических сведений об оперативно-следственной работе органов НКГБ; учету «антисоветских элементов», проходивших по делам; регистрации оперативных дел; учету преступников, разыскиваемых органами НКГБ СССР; учету членов семей «изменников Родины»; рассмотрению поступающих в НКГБ заявлений от арестованных, осужденных, их родственников и др. Структура и штаты отдела «А» НКГБ СССР (138 человек в составе секретариата и семи отделений) были утверждены 7 августа 1943 года.

19 января 1944 года начальник 1-го спецотдела НКВД СССР Кузнецов получил санкцию на подготовку к отправке материалов, вывезенных из Москвы. Одновременно шла подготовка к приему материалов, оборудованию помещений и разделению штатов бывшего 1-го спецотдела НКВД СССР. В то же время не снималась задача контролировать реэвакуацию докумен- тов архивов и учетов территориальных органов.

В первую очередь решили реэвакуировать оперативные материалы подразделений разведки и контрразведки. По указанию первого заместителя наркома госбезопасности Богдана Кобулова от 13 июля 1943 года 2-е, 3-е и 5-е управления НКГБ должны были забрать из архива временно хранившиеся материалы, «представляющие оперативную ценность». Это было сделано в кратчайшие сроки.

17 октября 1949 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР из МВД в МГБ были переданы 1-й Спецотдел МВД и его органы на местах, архивы, центральная оперативно-справочная картотека по учету политических и уголовных преступников, материалы по всесоюзному розыску преступников, а также другие оперативные материалы.

Вновь сформированный отдел состоял из шести секторов, а его штат составил к 1952 году 759 единиц. В Центральной картотеке работали 152 сотрудника, а в секретариате Отдела – 68 человек. В составе отдела действовало подразделение, наделенное полномочиями согласования выезда граждан за границу.

В марте 1953 года произошло слияние МВД и МГБ СССР в единое Министерство внутренних дел. В структуре ведомства Учетно-архивный отдел стал именоваться 1-м Спецотделом МВД СССР и был наделен функциями, в основном схожими с теми, которые выполнял Отдел «А» МГБ.

13 марта 1954 года был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, а в его центральном аппарате на правах самостоятельного подразделения создан Учетно-архивный отдел. Сосредоточенные в 1-м Спецотделе МВД СССР оперативные учетные материалы и архивы были разделены между органами МВД и КГБ.

Согласно совместному приказу министра внутренних дел и председателя КГБ от 3 апреля 1954 года, было решено оставить в Учетно-архивном отделе Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР:

а) учет агентуры по линии государственной безопасности;

б) учет дел агентурной разработки и проходящих по ним лиц, подозреваемых в проведении антисоветской деятельности;

в) учет следственных дел и арестованных за антисоветскую деятельность;

г) объявление во всесоюзный розыск скрывшихся от органов власти лиц, подозреваемых в совершении антисоветских преступлений;

д) рассмотрение предварительных заключений о снятии судимости с лиц, осужденных бывш. Коллегией ОГПУ, тройками НКВД—УНКВД и Особым совещанием за антисоветскую деятельность;

е) контроль за рассмотрением жалоб и заявлений о пересмотре решений по делам на лиц, осужденных бывш. Коллегией ОГПУ, тройками НКВД—УНКВД и Особым совещанием;

ж) ведение специальной проверки лиц, выезжающих за границу.

3. Из оперативных архивов оставить в Учетно-архивном отделе Комитета государственной безопасности:

а) следственные дела на лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за антисоветские преступления, дела на бывших сотрудников органов государственной безопасности, привлекавшихся за должностные и другие преступления, а также дела на членов семей изменников Родине;

б) дела агентурной разработки производства центрального аппарата ВЧК—ОГПУ—НКВД—МГБ—МВД СССР на лиц, подозревавшихся в проведении антисоветской деятельности и фильтрационные дела;

в) личные и рабочие дела агентуры по линии государственной безопасности;

г) учетные дела на немцев, бывших членов гитлеровской партии, содержавшихся в лагерях на территории Германии в 1945-1948 годах;

д) дела спецпроверки на лиц, выезжающих за границу;

в) личный тюремные дела на лиц, осужденных к ВМН.

13 августа 1963 года 5-е отделение Учетно-архивного отдела было преобразовано в Центральный архив КГБ при Совете Министров СССР. В задачи Отдела входили хранение, учет, научное и оперативное использование документов центрального аппарата ВЧК-ГПУ-ОГПУ- НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. В октябре 1966 года Учетно-архивный отдел был переименован в 10-й отдел КГБ при Совете Министров СССР.

В 1959–1973 годах 10-й Отдел КГБ СССР возглавлял Андрей Прокопенко, который за участие в партизанском движении на Украине был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны 1-й степени» No 1.

В 1974–1991 годах Отделом руководил Александр Фокин, профессиональный юрист и участник войны.

Работа с агентурой КГБ

Именно 10-й отдел и десятые подразделения региональных управлений КГБ вели учет агентурного аппарата КГБ (агентурный аппарат состоял из: агентов, резидентов, содержателей явочных квартир и не состоящих в негласном штате органов безопасности содержателей конспиративных квартир). На каждого вновь завербованного агента или резидента оперативный сотрудник был обязан не позднее 48 часов после утверждения вербовки предоставить в десятое подразделение органа КГБ учетные карточки формы 3 и 3-а, подписанные начальником оперативного отдела. Десятое подразделение в день поступления учетных карточек раскладывало их в картотеки учета агентуры, регистрировало завербованного агента (резидента) в журнале установленной формы, присваивало делу регистрационный номер и выдавало оперработнику под расписку в журнале или высылало при сопроводительном письме обложки и бланки для оформления личного и рабочего дел.

Содержатели конспиративных и явочных квартир также регистрировались в десятых подразделениях. При этом агентура особых отделов КГБ в десятых отделах территориальных органов не отражалась. (Источник: Приказ Председателя КГБ от 4 июля 1983 года №00145)

10-й отдел также регистрировал агентурно-наблюдательные дела, которые заводились оперативными отделами 2-го Главного управления и 5-го Управления КГБ при Совете Министров СССР с целью концентрации поступающих материалов наблюдения за иностранцами, приезжающими в СССР в составе делегаций, в качестве членов экипажей иностранных судов, туристов и представителей деловых кругов капиталистических государств. Указанные дела регистрируются в 10-м отделе КГБ при Совете Министров СССР и в конце каждого календарного года на основании постановлений, утверждаемых руководителями оперативного отдела, сдаются на хранение в Центральный оперативный архив КГБ, где хранятся отдельно в фонде дел оперативного учета. Агентурно-наблюдательные дела ведутся в соответствии с правилами, установленными для таких дел Инструкцией по оперативному учету в 1-м Главном управлении КГБ при Совете Министров СССР.

Где находились архивы советских органов госбезопасности

Основная часть находилась в архивохранилищах в домах номер 2 на Лубянке (первый этаж) и номер 12 по Фуркасовскому переулку. Кроме того, архивы КГБ размещались в бывшем здании церковно-приходской школы в Милютинском переулке 7А (сейчас там находится французский лицей им. Александра Дюма), в 2-м Кадашевском переулке (церковь Воскресенья Христова в Кадашах), и в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово. Часть икон, прослужив долгое время полками в архиве (а позднее в овощехранилище) в этом храме, оказались в музее им. Андрея Рублева.

К моменту распада СССР архивы КГБ также хранились в подмосковном поселке Кучино.

В настоящее время читальный зал Центрального архива ФСБ находится по адресу: Кузнецкий мост  22 строение 2 подъезд 3, вход через соседний (справа) подъезд от приемной ФСБ, читальный зал находится на 2-м этаже.

После распада СССР

После провала Путча ГКЧП в августе 1991 года, уже 24 августа Ельцин подписал указ о передаче архивов КГБ на госхранение ( № 82 «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР»). Была создана Комиссия мэра города Москвы по архивам МГК КПСС и УКГБ по Москве и Московской области, которую возглавил Юрий Афанасьев, а в ее состав входили председатель НИПЦ «Мемориал» Никита Охотин, Арсений Рогинский, Никита Петров.

Никита Петров, член комиссии, историк и сотрудник правозащитного общества «Мемориал», вспоминал, как его первый раз пригласили в подмосковный поселок Кучино провести оценку материалов, хранящихся в архиве. Сотрудники архива буквально онемели, увидев его. «Они были шокированы появлением человека в джинсах там, куда до того пускали не каждого чекиста», — говорил Петров.

14 октября Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР была образована Комиссия Верховного Совета по организации передачи-приема архивов КПСС и КГБ СССР на государственное хранение и их использованию. Многие эксперты были одновременно в двух комиссиях. Председателем комиссии ВС стал Дмитрий Волкогонов. В состав комиссии вошли известные радикальностью своих взглядов политические и общественные деятели Ю.Н. Афанасьев, А.М. Адамович, С.А. Ковалев, Е.М. Кожокин, В.Л. Шейнис, Г.П. Якунин, историки И.Д. Ковальченко, Г.Н. Севостьянов, архивисты Р.Г. Пихоя, В.А. Тюнеев, А.С. Прокопенко, представители различных структур КГБ А.А. Краюшин, А.А. Зюбченко и др. – всего 34 человека. Работу комиссии должна была поддерживать группа экспертов из 17 человек, в числе которых находились историки и архивисты Н.Н. Покровский, Б.С. Илизаров, Я.Н. Щапов и др.

Состоялось не менее 11 заседаний комиссии. Уже первое, организационное, заседание достаточно адекватно продемонстрировало решительный настрой подавляющего большинства ее членов. Руководителям архивных служб подразделений КГБ СССР было предложено к следующему заседанию представить справки о составе и содержании документов их архивов, предложения по их передаче на государственное хранение.

Однако на втором и последующих заседаниях комиссии постепенно обозначилось, а затем и закрепилось упорное сопротивление представителей КГБ СССР радикальным настроениям большинства членов комиссии. Важнейшим и отчасти справедливым аргументом в их позиции стала ссылка на отсутствие законодательного регулирования архивного дела в стране. Да, они не подвергали и не могли подвергнуть легитимность Указа Президента России об архивах КГБ СССР, но, ссылаясь на специфику своих документов, требовали законодательного регулирования доступа к ним. Зато сразу же на втором заседании комиссии обнаружились обнадеживающие перспективы с передачей на государственное хранение комплексов документов из Центрального архива пограничных войск СССР с 1945 года по 1970 год. Директор этого архива, озабоченный своей судьбой после ухода на пенсию и предусмотрительно нацелившийся на место директора Российского государственного военного архива, выразил желание передать отдельные комплексы документов в этот архив.

На третьем заседании возник вопрос о хранении архивов спецслужбы. Если документы КГБ СССР поступят в ведение Росархива, где их хранить? У Росархива таких возможностей не было, поэтому было принято решение просить тогдашнего руководителя КГБ СССР Иваненко найти возможность для выделения такого помещения. Это было важнейшей стратегической ошибкой в решении вопроса о судьбе архивов КГБ СССР — признание отсутствия возможности их хранения в системе государственной архивной службы России становилось серьезным и абсолютно оправданным аргументом в оставлении их на ведомственном хранении.

Тем не менее, на своем четвертом заседании 23 января 1992 года комиссия приняла, пожалуй, самый радикальный документ в истории архивного дела нашей страны, связанный с архивами КГБ СССР. Согласно решению комиссии в ведение Росархива в полном объеме должны были передаваться из архивов теперь уже бывшего КГБ СССР крупные документальные массивы. Во-первых, это так называемые фильтрационно-проверочные дела на советских граждан, бывших в плену или угнанных в Германию во время Великой Отечественной войны. Во-вторых, это архивно-следственные дела со сроком давности более 15 лет, а также дела с меньшим сроком давности в случае, если они касались лиц, подпадающих под действие Закона РСФСР о реабилитации жертв политических репрессий или реабилитированных, амнистированных и освобожденных от отбывания наказаний в индивидуальном порядке. В третьих, это личные дела бывших сотрудников органов госбезопасности со сроком давности 30 и более лет с момента их сдачи в архивы органов безопасности. В четвертых, к передаче предлагался, пожалуй, самый ценный в историческом отношении документальный комплекс, т.н. фонды секретного делопроизводства – секретариата и подразделений КГБ СССР и его предшественников: переписка, планы, отчеты, информационные, статистические документы, протоколы заседаний и совещаний, контрольно-надзорные дела подразделений, материалы справочного характера, учетно-проверочные дела, например, на белых офицеров, царских чиновников, немцев, задержанных на территории Германии в 1945-1946 годы, со сроком давности 15 и более лет.

Решение комиссии обозначало принципы порядка передачи документов: общественный контроль, участие государственных архивных органов в передаче, немедленное начало передачи, обеспечение непрерывности процесса реабилитации жертв политических репрессий в процессе передачи.

И, наконец, комиссия в своем решении пришла к выводу о необходимости создания в системе Росархива на федеральном уровне Российского центра хранения и изучения документов служб государственной безопасности с включением в него фондов Центрального объединенного архива бывшего КГБ СССР, его филиалов в Саратовской, Владимирской, Ульяновской, Омской областях, Управления КГБ СССР по Московской области и Москве, предложив министру безопасности немедленно издать приказ, запрещающий уничтожение любых документов КГБ СССР.

Решение комиссии предполагало обращение в Правительство России о создании соответствующего центра-архива, в Министерство экономики и финансов – о его финансировании и в Министерство безопасности России — о предоставлении Росархиву помещения для новой федеральной организации. Однако это не было реализовано, а после событий октября 1993 года Комиссия перестала существовать. (источник: Архивы России в контексте политических событий 90-х гг. ХХ в. В.П. Козлов)

В результате Комиссия проработала два года, но практически безрезультатно: даже те документы, что были подготовлены к передаче, остались на хранении в КГБ.

Структурные реформы

В 1991 году в связи с образованием Межреспубликанской службы безопасности Отдел был переименован в Бюро регистрации и архивных фондов. Из его прежних функций были изъяты руководство и контроль над работой следственных изоляторов.

После образования Министерства безопасности Российской Федерации Бюро РАФ вновь получило статус отдела, а с 1993 года стало Управлением регистрации и архивных фондов (УРАФ) сначала МБ, а затем ФСК и ФСБ России.

Функции УРАФ:

  • Вопросы въезда и выезда из России,
  • проблемы получения российского гражданства,
  • восстановление прав пострадавших от политических репрессий

Сотрудниками УРАФ выявляются сведения, которые являются основанием для принятия ограничений в отношении конкретных людей. К числу таких сведений относится принадлежность лиц к иностранным спецслужбам, террористическим организациям, нахождение в международном, федеральном или местном розыске, наличие уголовного дела или судимости. (источник: Родная газета, «Секреты живут вечно», 19.12.2003)

С 2016 года руководителем УРАФ является Алексей Васильев. Алексей Васильев входит в состав Межведомственной группы по увековечению памяти жертв политических репрессий, а также Межведомственной комиссии по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести.

Позиция ФСБ о секретности сведений о сотрудниках сталинских спецслужб

Последние годы отношение ФСБ и, как следствие, УРАФ, к рассекречиванию информации о сотрудниках сталинских спецслужб меняется в худшую сторону.

В 2016 году Межведомственная комиссия по защите государственной тайны отказалась рассекречивать архивы НКВД. Петицию с требованием рассекретить архивы подписали 60 тысяч человек, но комиссию это не убедило.

Из официального ответа: «Эти сведения сохраняют актуальность в настоящее время, поскольку их распространение может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, и требуют продления сроков засекречивания». Продления — это до 2044 года.

В ответе указано, что секретность не касается материалов о массовых репрессиях, но это административное лукавство — адвокат Иван Павлов, инициатор петиции и лидер движения за доступ к архивам, написал у себя в фейсбуке, что в ответ на требования рассекретить, например, переписку Ежова о расстреле эмигрантов-харбинцев чекисты ссылаются как раз на закон о гостайне.

В мае 2021 года москвич Игорь Яковлев через суд потребовал от ФСБ России раскрыть фамилии чекистов из дела его родственников, репрессированных в годы Большого террора. Спецслужба отказалась это делать, сославшись на закон «О ФСБ», который называет гостайной данные о бывших и действующих сотрудниках. Тем самым ФСБ России фактически объявила себя правопреемницей органов ВЧК-ОГПУ-НКВД, заявил адвокат правозащитной группы «Команда 29» Максим Оленичев.

Игорь Яковлев в 2020 году запросил в УФСБ по Псковской области архивные уголовные дела в отношении ее прапрадедов — братьев Анисима и Алексея Бельченковых. Они были репрессированы в 1938 году как кулаки-единоличники. Анисима Бельченкова расстреляли, а его брата сослали в лагеря, где он погиб. Обоих реабилитировали в 1989 году, а дела рассекретили еще в 1992 году.

Управление ФСБ прислало копии документов, но при этом вымарало фамилии сотрудников НКВД, имевших отношение к аресту братьев Бельченковых. «В псковском УФСБ мне отказали в предоставлении копий дел без изъятий, сославшись на ст. 7 закона «О ФСБ»,— рассказал «Ъ» господин Яковлев.— А в этой статье указано, что засекречиванию подлежат сведения о бывших и действующих сотрудниках ФСБ. Получается, они сами утверждают, что чекисты НКВД — это сотрудники ФСБ».

Яковлев обратился с жалобой в Управление регистрации и архивных фондов (УРАФ) ФСБ , но там ему заявили, что нарушений не видят. Прокуратура Псковской области отказалась возбуждать административное дело по факту непредоставления информации. 

Ведомство указало, что, согласно закону «О реабилитации жертв политических репрессий», раскрытию подлежат фамилии только тех чекистов, которые были признаны преступниками.

«В ходе проверки не установлено, что сотрудники НКВД, сведения о которых содержатся в архивных документах, признаны в установленном порядке виновными в фальсификации дел либо применении незаконных методов расследования»,— сообщил в ответе военный прокурор псковского гарнизона Алексей Ратников. (источник: Коммерсант)

В декабре 2021 года Верховный суд РФ признал законным президентский указ 1995 года, на основании которого современная ФСБ засекречивает данные о сотрудниках НКВД, причастных к репрессиям.

Исследователь архивов Сергей Прудовский настаивал, что эта практика противоречит закону «О гостайне» — ведь он запрещает скрывать сведения о преступлениях госорганов. Истец предлагал добавить в указ примечание о том, что «исторические» сведения являются исключением. Но представители ФСБ убедили Верховный суд, что это нанесет ущерб безопасности страны. (источник: Коммерсант)

Agentura.ru 2022