Входит в состав Федеральной службы охраны (ФСО)

Руководство — Заплаткин Василий Александрович, до него Миронов Алексей Геннадьевич, до него Корнев Ю.П.

ССИ ФСО отвечает как за правительственную связь, так и за проведение социологических исследований с докладом президенту РФ.

Структура:

  • Управление информационно-телекоммуникационного обеспечения (УИТО)— В.Д. Ермольчик
  • Управление научно-технического обеспечения (УНТО) — Ткач Сергей Николаевич
  • Управление правительственной связи (УПРС) — Вишневский Евгений Романович
  • Управление президентской связи
  • Управление информационных систем (УИС) — Новиков Сергей Владимирович
  • Управление эксплуатации средств специальной связи (УЭССС)
  • Управление радиосвязи
  • Финансово-плановое управление

Первоначально, в соответствии с Законом РФ 1994 года «О федеральных органах правительственной связи и информации», все 76 центров правительственной связи и информации (ЦПС) подчинялись ГУПС ФАПСИ. Затем начиная с 1994 года стало поэтапно вводиться региональное звено управления – УПСИ на стратегических направлениях, которым подчинялись все силы и средства правительственной связи и информации в пределах стратегических направлений.

С 2000 года, после указа Президента о полпредах Президента в федеральных округах, были созданы управления ФАПСИ в федеральных округах, которым были подчинены ЦПС, а войска правительственной связи были подчинены Управлению войск правительственной связи ГУПС.

В марте 2003 года ФАПСИ было расформировано и создана Служба специальной связи и информации при Федеральной службе охраны (Спецсвязь России). В структуре Спецсвязи России было образовано Главное управление правительственной связи.

В марте 2004 года Служба специальной связи и информации при ФСО России, территориальные органы и войска правительственной связи были включены в состав ФСО. Были образованы Служба специальной связи и информации ФСО (Спецсвязь ФСО России), управления специальной связи и информации (УССИ) ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации (ЦССИ) и подразделения связи специального назначения ФСО.

Управление Спецсвязью России осуществляет директор ФСО. Руководитель Спецсвязи — первый заместитель директора ФСО РФ. Имеет пять заместителей.

Правительственная (президентская) связь

Выделенная система президентской связи была создана Указами Президента Российской Федерации от 28 сентября и 29 октября 1992 года. Управление президентской связи из состава ФАПСИ при Президенте РФ вошло в состав Главного управления охраны, позднее – ФСО России.

К 1993 году в постоянную эксплуатацию был введен комплекс технических средств автоматической телефонной сети президентской связи «Кавказ-5П», в 1993– 1997 годах были введены в эксплуатацию линии прямой международной телефонной связи с Берлином, Дели, Лондоном, Пекином, Римом, Астаной и другими столицами.

Кроме того, для обеспечения выездных мероприятий Президента в эксплуатацию были приняты: в 1996 году – новый современный самолетный узел связи в широкофюзеляжном дальнемагистральном самолете Ил-96-300, в 1997–1998 годах – узлы связи на базе автомобилей «Шевроле», комплекты малогабаритной станции спутниковой связи «Легенда-2П» и новые абонентские станции подвижной радиосвязи «Дружба-М».

В 1990-х годах продолжалась разработка новых технических средств: велась работа по созданию и внедрению семейства шифраторов нового поколения, была обеспечена возможность передачи по телефонным каналам факсимильной шифрованной информации, на вооружение были приняты стационарная и мобильная радиорелейные станции семейства «Азид», аппаратные полевых узлов связи серии «Экватор», мобильная тропосферная станция Р-432-2, многофункциональные узлы связи на бронетехнике («Посол », «Терек») и другие.

Общая абонентская емкость обслуживаемых специальных телефонных сетей к 2000 году достигла 25,5 тыс. номеров, а количество объектов, принятых на обслуживание, превысило 3 тыс. К 2002 году в эксплуатации находилось 280 станций и около 10 тыс. установок правительственной междугородной связи, свыше 1500 каналов ПМ-связи и 1000 каналов засекреченной связи. На техническом обслуживании только в Москве и Московской зоне находилось более 67 тыс. телефонных аппаратов различных видов связи. Всего в различные периоды в работе находилось до 10 направлений космической и 2 направления КВ- радиосвязи на Москву, входящих в сети связи специального назначения (СССН) для нужд органов государственной власти РФ.

Эмблема УПРС

В начале 2000-х ускорились темпы перехода от аналоговых способов каналообразования к цифровым, первоначально от использования ресурсов плезиохронных систем передачи (PDH) к синхронным системам (SDH). Доля аналоговых ресурсов в СССН для органов государственной власти ежегодно уменьшалась, и к 2007 году в действующих сетях связи спецназначения аналоговых каналов почти не осталось.

На сети правительственной междугородной связи стали внедрять АМТС нового поколения «Фобос-КМУ». Получили широкое распространение канальное групповое шифрование и защищенные линии связи (ЗЛС), но система нумерации на сети ПМ-связи оставалась открытой.

Второй этап цифровизации сетей специальной связи начался в 2007 году с внедрением сетей защищенной и конфиденциальной видеосвязи (ЗВС и КВС) для нужд госуправления.

Это был новый шаг в технологиях и качестве видеосвязи. Для этого у операторов ССОП ЕСЭ России были арендованы ресурсы пропускной способности в сетях IP-MPLS уровня L3, а в дальнейшем – L2. Кроме того, на эту же транспортную составляющую с коммутацией пакетов легла сеть Межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и сегмент сети Интернет для государственных органов – RSNet. Была создана Транспортная сеть с коммутацией пакетов (ТСКП).

Параллельно с этим в сети ПМ- связи АМТС «Фобос-КМУ» стали интенсивно заменять на более производительные и функциональные АМТС DX-500C. Оснащение этими средствами сети ПМ-связи и сети конфиденциальной связи (СКС) позволило осуществить их сопряжение. Прежняя пятизначная нумерация сохранилась, но в 2013 году система перешла на закрытую систему нумерации.

С этого момента начался новый этап развития сетей специальной связи: переход от моносервисных услуг к мультисервисным на основе применения IP-АТС. Для обеспечения безопасности связи в подавляющем большинстве случаев стало использоваться канальное групповое шифрование, а индивидуальное – в очень ограниченном объеме.

В 2012 году подразделения Спецсвязи ФСО России начали развертывать мультисервисную систему связи (МСС) органов государственной охраны, предназначенной для повышения эффективности управления подразделениями путем создания единого информационно-коммуникационного пространства.

Для предоставления специальной связи и информационно-технического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов из мест, не подготовленных в отношении связи, в условиях мирного времени и в чрезвычайных ситуациях в 2013 году был разработан современный мобильный узел специальной связи (МУСС) «Патриот», обеспечивающий предоставление услуг специальной телефонной связи, защищенной видеосвязи органов государственной власти, доступа к корпоративной сети Администрации Президента Российской Федерации, открытой телефонной связи с выходом на городские сети, доступа к сети Интернет для органов государственной власти, а также возможность подключения перспективных услуг специальной связи. Данным узлом связи проводится плановое оснащение территориальных подразделений ФСО России.

/ Источник: ВВП /

Социологические исследования

Советский период

В 1972 году в целях совер­шенствования управления на­родным хозяйством страны в ЦК КПСС и совета министров СССР принято решение — соз­дать первую отечественную ав­томатизированную межведом­ственную систему, получившую условное название комплекс «Контур».

С помощью программно-тех­нических средств комплекса «Контур» осуществляли сбор и предоставление пользовате­лям данных, характеризующих ход выполнения государствен­ных планов развития в отрасле­вом и региональном разрезах, а также обеспечивали подго­товку информационных мате­риалов для управления народ­ным хозяйством страны. Сбо­ром ведомственной отчетной информации для комплекса «Контур» и ведение информа­ционных перечней у абонентов системы занимались специаль­но созданные в министерствах и ведомствах структурные под­разделения — отделы экономи­ческих исследований. Суммар­ное число показателей, по которым в комплексе «Контур» вели оперативный мониторинг, составляло более 50000.

В 1990 году программно-тех­нические средства комплекса «Контур» были задействованы для формирования информа­ционных ресурсов по пробле­мам чрезвычайных ситуаций (ЧС), оценки и прогнозирова­ния последствий аварий и ката­строф техногенного и природ­ного характера на территории страны, а также с целью выра­ботки вариантов решений, ка­сающихся предупреждения и действий в подобных ситуа­циях. 

Постсоветский период

В 1991 году в связи с перехо­дом от планово-распредели­тельной системы управления к рыночной экономике потре­бовались новые, более слож­ные формы и методы информа­ционной поддержки государст­венного управления. Были при­няты решения о создании спе­циальной информационно-ана­литической системы, главная роль в которой отводилась ком­плексу «Контур».

В составе системы сформи­рована сеть региональных ин­формационно-аналитических центров (РИАЦ), предназначав­шихся для сбора, обработки, хранения и представления в федеральные органы госу­дарственной власти и в органы государственной власти субъе­ктов Российской Федерации информации о социально-эко­номической и общественно-по­литической ситуации в субъек­тах Российской Федерации.

В эти годы началась полно­масштабная модернизация про­граммно-технических средств комплекса «Контур».

Переосна­щение позволило в несколько раз увеличить мощность комму­никационного оборудования, расширить структуру, организо­вав новые абонентские пункты комплекса «Контур». Началось внедрение новых технологий об­работки мультимедийной ин­формации в ситуационных цент­рах, где были развернуты базы данных наиболее востребован­ных информационных задач, ра­ботающих в сетевом режиме: «Фонд информационно-анали­тических документов», «Эконо­мика России», «Барометр», «Фонд показателей», «Ситуация», «Мониторинг-П», «Кален­дарь событий», «Органы управ­ления» и др.

Предшественником социологической службы ССИ ФСО было Главное управление информационных систем ФАПСИ (ГУИС). Это управление (его много лет возглавлял Николай Иванович Ильин) через Ситуационный центр поставляло президенту около 80% информации и отвечало за информационное и информационно-технологическое обеспечение всех заинтересованных органов государственной власти от Совбеза до ФСБ, включая и региональный уровень. ГУИС с одной стороны выполнял функции интегратора информационных ресурсов, а с другой — разработчика собственных аналитических материалов, подготавливаемых на основе оригинальных методик и моделей, образующих ядро информационно-аналитических систем (ИАС). Специалисты ГУИС отвечали за информационную поддержку баз данных, создаваемых в региональных и ведомственных структурах управления, готовили по заказу госорганов проблемные материалы (прогнозы, аналитические обзоры, ретроспективные справки), проводили контент-анализ материалов, публикуемых в центральных и местных СМИ, и наконец, участвовали в формировании, сопровождении и предоставлении пользователям справочных, фактографических и проблемно-ориентированных баз и банков данных. После расформирования ФАПСИ ГУИС стал Управлением информационных систем (УИС) Спецсвязи (штаб-квартира в высотном здании напротив цирка на проспекте Вернадского в Москве.) Возглавляет УИС Сергей Новиков. В 2012 году в статье самого Новикова говорилось, что ФСО «ежегодно проводится около 500 социологических исследований, общая выборка респондентов превышает 400 тысяч человек». Главные темы исследований — мониторинг выборов депутатов Госдумы и президента России, прогнозирование итогов голосования. Изучает ФСО и интернет-среду, например, блогеров — для «оперативного мониторинга социальных ожиданий граждан, их реакции на инициативы федерального центра, протестных настроений». / Источник: Медуза /

Еже­годно проводится около 500 со­циологических исследований, общая выборка респондентов превышает 400 000 человек.

Правительственная связь: советский период

В 1928 году И.В. Сталин в ходе конфиденциального разговора с начальником Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) В.Р. Менжинским поручил ему организацию совершенно секретной телефонной связи для членов высшего политического, хозяйственного и военного руководства. Выполнение этой задачи было возложено на И.Ю. Лоренса.

1 июня 1931 года было создано 5 (техническое) отделение Оперативного отдела, одной из функций которого стало обслуживание абонентов высокочастотной телефонной связью. Эта дата отмечается как день образования правительственной междугородной связи.

Первые станции ВЧ-связи, построенные в городах Харькове и Ленинграде, были введены в эксплуатацию в 1931 году. В 1932 году правительственная связь была организована с Минском и Смоленском, в 1933 году – с Горьким и Ростовом-на-Дону, в 1934 году – с Киевом, в 1936 году – с Ярославлем, Тбилиси, Севастополем, всего с 12 административными центрами СССР. До 1936 года защита передаваемой информации в телефонных каналах осуществлялась методами переноса разговорного спектра в высшие частотные диапазоны без использования автоматического шифрования. С 1936 года были приняты меры по разработке, производству и внедрению в сеть правительственной связи аппаратуры засекречивания маскирующего действия типа ЕС-1, а также аппаратуры под индексом ЕИС (Егоров–Ильинский–Старицын) по закрытию радиотелефонных каналов. Начался новый этап в развитии правительственной междугородной связи, когда секретность информации, передаваемой по каналам, стала обеспечиваться не только с помощью организационных, но и с использованием технических мер.

Для осуществления автоматической коммутации на станциях правительственной связи с 1937 года на заводе «Красная заря» начался серийный выпуск первой междугородной автоматики для ВЧ-связи МА-5 и ее уменьшенного варианта МА-3. К началу 1939 года в стране функционировали 82 ВЧ-станции, которые обслуживали 337 абонентов. Сеть специальной связи Правительства СССР и руководства НКВД СССР к началу 1941 года позволила обеспечить соединение Москвы с крупнейшими административными и хозяйственными центрами. Засекреченная ВЧ-связь была отнесена к категории правительственной связи. Положение о правительственной связи от 5 мая 1941 года фактически узаконило статус междугородной засекреченной ВЧ-связи как основного инструмента руководства государством и его важнейшими исполнительными органами.

Структурно система правительственной связи представляла собой взаимоувязанную совокупность радиальных направлений правительственной связи, состоящих из станций правительственной связи, объединенных засекреченными каналами постоянных воздушных линий связи (ПВЛС), 77уплотненных аппаратурой СМТ-34. Она позволяла в спектре 10,4–38,4 кГц вести одновременно три телефонных дуплексных разговора по медной или биметаллической двухпроводной линии связи (стальные провода в медной оболочке) и обеспечивать удовлетворительное качество связи на расстоянии до 2000 км. Эта аппаратура стала основным средством многоканальной связи подразделений правительственной связи.

Таким образом, с 1931 по 1939 годы был выполнен значительный объем работы по созданию разветвленной системы правительственной ВЧ-связи, построены и введены в эксплуатацию станции ВЧ-связи в крупных административных центрах страны. Это была уникальная по своему размаху и задачам система связи в интересах государственного управления.

К 1941 году система правительственной ВЧ-связи включала в себя 116 станций, 40 основных и резервных трансляционных усилительных пунктов. Всего в сети ВЧ-связи функционировали 134 канала связи, на 66 из них была установлена маскирующая аппаратура ЕС-2, при этом обслуживалось 735 абонентов. Телеграфная связь по каналам ВЧ-связи осуществлялась с 36 городами, засекречивающая аппаратура С-308 была установлена на шести основных направлениях связи.

С началом войны радиальная структура магистральной сети связи СССР, исходящей из Москвы, обусловленная жесткой централизацией государственного управления, показала низкую живучесть.

Уже в августе 1941 года постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) СССР учрежден институт уполномоченных по правительственной связи, а 2 октября 1941 года создано самостоятельное (в рамках НКВД) ведомство – Отдел правительственной связи (ОПС) НКВД СССР, на который возлагалась функция технического обеспечения управления в звене Ставка – фронт – армия. Начальниками Отдела в военный период были М.И. Ильинский, И.Я. Воробьев, М.А. Андреев.

30 января 1943 года ГКО СССР принял постановление, согласно которому строительство, восстановление, эксплуатационное обслуживание и охрана всех магистральных линий, используемых для нужд правительственной ВЧ-связи, были возложены на НКВД СССР. Созданное 31 января 1943 года Управление связи ГУВВ НКВД приняло на себя функции линейной службы ВЧ-связи. Основные мероприятия по формированию первых частей нового рода войск были завершены к 15 февраля 1943 года (дата создания войск правительственной связи (ВПС)). Руководство войсками правительственной связи передано Управлению войск правительственной связи, которое возглавил П.Ф. Угловский. В ходе войны и были организованы разработка и производство полевой аппаратуры для правительственной связи, в том числе аппаратуры уплотнения СМТ-42, НВЧТ-42, СМТ-44; аппаратуры засекречивания «Байкал», «Синица», СИ-16, МЕС-2, САУ-14, ШАФ-41, «Соболь-Д», «Нева-С».

В 1946 году Отдел правительственной связи перешел в ведение Министерства государственной безопасности (МГБ) СССР, а в 1953 году, войдя в состав МВД СССР, стал называться Отделом «С» МВД СССР.

После образования КГБ СССР — с 1954 года – Отделом «С» КГБ СССР. Отдел «С» обслуживал московские городские средства правительственной и служебной связи, а также обеспечивал функционирование междугородной сети правительственной связи через отделы и отделения «С» территориальных органов госбезопасности.

В послевоенные годы сеть правительственной связи по-прежнему базировалась на постоянных воздушных линиях связи. Однако по мере прокладки магистральных, внутризоновых и местных медных кабелей многоканальной связи, а также линий радиорелейной связи доля каналов ПВЛС стала снижаться. 

В первое послевоенное пятилетие Сталин поставил задачу разработки и производства аппаратуры засекречивания телефонных переговоров повышенной (или гарантированной) стойкости на основе цифровой обработки речи для передачи ее по каналам связи (см. роман Александра Солженицына «В круге первом»). В результате в первой половине 1950-х годов была разработана аппаратура М-803.

В 1963 году в Женеве (Швейцария), во время переговоров с американцами прошла первая совместная встреча технических экспертов, результатом которой стало появление антикризисной линии связи, получившей известность как «горячая линия», «Молинк» или «Линия прямой связи» (ЛПС). Была организована прямая связь руководства СССР с руководителями США, Франции и Великобритании.

Создание станции ЛПС в Кремле (начала работу 31 августа 1963 года) поручили сотрудникам Московского узла правительственной связи (МУПС) и группе сотрудников Центрального телеграфа. На первом этапе ЛПС представляла собой проводной (телеграфный) канал с ограниченным оборудованием линейного шифрования. На линии использовались телеграфные аппараты германского производства со скоростью передачи 60 слов в минуту по технологии радиотелеграфа. Телеграфные переговоры шифровались специальной аппаратурой, шифры для связи США – СССР изготавливались в США и конфиденциально отправлялись в Москву, а для связи СССР – США производились в СССР и посылались в Вашингтон. Телеграфный канал дублировался коротковолновым радиоканалом. Для увеличения надежности связи в эту схему вскоре добавили подводный кабель и трансъевропейский канал.

В 1970-е годы «Линия прямой связи» была модернизирована: дооборудована каналами спутниковой связи на паритетных началах (США представляли каналы системы «Интелсат», а СССР – «Молния-3»).

Позднее «Линия прямой связи» была переведена на программное шифрование, что ускоряло разработку готовящихся к подписанию совместных документов. Телефонные переговоры также обеспечивались всем арсеналом системы правительственной связи с дублированием каналов. Однако ведение телефонных переговоров было возможно только с рабочих мест руководителей государств с параллельной работой переводчиков.

В сентябре 1971 года в Вашингтоне было подписано соглашение между СССР и США о совершенствовании линии прямой связи с использованием искусственных спутников Земли. Одновременно была завершена начатая в конце 1960-х годов работа по организации правительственной международной документальной (телеграфной) связи со столицами государств – участников Варшавского Договора.

Еще в 1959 году постановлением Совета Министров СССР и на основании приказа КГБ СССР от 23 июня 1959 года Отдел «С» и Отдел войск правительственной ВЧ- связи были объединены в Отдел правительственной связи КГБ при Совете Министров СССР. Начальником Отдела и войск правительственной связи был назначен П.Н. Воронин.

10 февраля 1971 года коллегией КГБ при СМ СССР было принято решение об обеспечении руководителей КПСС и Советского Правительства высококачественной бесперебойной засекреченной связью при их нахождении на любом стационарном объекте и в движении. В 1970–80-е годы была решена задача по обеспечению постоянной засекреченной связью руководителей СССР в пути их следования при поездках по стране и за границу. Для организации связи с большими подвижными объектами была разработана система «Татры». Эта система обеспечивала телефонной связью советских чиновников во время длительных перелетов над территорией СССР. Позднее возможности «Татр» расширили за счет сети правительственной спутниковой связи подвижной службы «Сургут».

С 1970-х годов в войска правительственной связи стали массово поступать новые средства проводной, радиорелейной, тропосферной, а позднее – средства прямой спутниковой и КВ-радиосвязи, а также узловые комплексы, имеющие на вооружении аппаратуру засекречивания временной стойкости «Алмаз» и «Коралл», гарантированной стойкости – «Лагуна» и «Булава». Приняты на вооружение новые узловые комплексы средств связи «Дон», продолжилось оснащение средствами прямой спутниковой связи «Кристалл» радиостанциями большой мощности Р-136 и Р-135, полевыми коаксиальными кабелями дальней связи П-296 и аппаратными уплотнения Д-12, усилительными станциями Д-90, радиорелейными малоканальными станциями Р-409 и многоканальными Р-414.

В середине 1980-х годов на вооружение ВПС стали поступать цифровые тропосферные системы передачи Р-444 вместе с аппаратными уплотнения К-5 и управления К-6, Р-423-1 и Р-423-2.

В 1974 году в Москве появились выделенные системы правительственной городской автоматической телефонной связи для высшей категории абонентов АТС-1 (на 1000 номеров), АТС-2 (на 5000 номеров).

В 1983 году в Кремле была введена в действие первая квазиэлектронная станция отечественного производства «Квант» для сети правительственной связи. С 1973 по 1985 год построены и введены в действие 49 новых территориальных станций правительственной связи, центры спутниковой и коротковолновой радиосвязи в Европейской части СССР, Средней Азии, на Дальнем Востоке.

26 июня 1990 года совмин СССР принял постановление о создании в составе правительственной связи системы связи для Президента СССР, состоящей из сетей междугородной связи (специальный коммутатор Президента СССР), международной связи, городской связи, связи с подвижными объектами, мобильных узлов связи и комплексов прямой связи, а также средств звукоусиления, технологического телевидения и перевода речи. 17 августа 1990 года Президент СССР подписал Указ о Центре прямой правительственной международной документированной связи в Кремле. Управление правительственной связи (УПС). В 1990 году наряду с «горячей линией» документированной связи начала действовать международная засекреченная телефонная связь Москва – Вашингтон. / Источник: ВВП /

История: постсоветский период

В 1992 году была разработана ведомственная Концепция создания и развития Интегрированной сети конфиденциальной связи России (ИГСКСР). Министерство связи Российской Федерации перестало быть собственником сетей связи, уступив это направление деятельности операторам связи. Указами Президента Российской Федерации от 28 сентября и 29 октября 1992 года была создана выделенная система президентской связи. Управление президентской связи из состава ФАПСИ при Президенте РФ вошло в состав Главного управления охраны, позднее – ФСО России.

Agentura.ru 2022