Военная контрразведка – это одно из самых «советских» подразделений спецслужбы. Возможно, потому что система подготовки сотрудников военной контрразведки (особистов) никогда не реформировалась и не прерывается с 1935 года.

Довоенный период

Система подготовки сотрудников ВЧК стала создаваться в первой половине 1918 года. Начальная подготовка проходила непосредственно в органах ВЧК. Как вспоминал сотрудник отдела ВЧК 5-й армии в сентябре – октябре 1918 г. в Симбирске были организованы краткосрочные курсы для вновь зачисленных сотрудников с программой обучения 200 часов по вопросам организации оперативной работы в войсках.
Весной 1918 года на Коллегии ВЧК обсуждался вопрос об образовании специальных курсов для разведчиков и комиссаров ВЧК. Курсы начали свою работу в сентябре 1918 г. Срок обучения на курсах составлял три недели. Летом 1919 года были организованы курсы с двухмесячным сроком обучения.

Программы обучения на курсах содержали вопросы методики проведения следственных действий по направлениям деятельности ВЧК, методов оперативного розыска, работы с агентурой. На курсах в небольшом объеме преподавали военное дело и физическую подготовку. В качестве учебных пособий использовались: «Инструкция следователям ВЧК», «Инструкция для следователей и комиссаров дежурных отделов», «Инструкция по борьбе со спекуляцией», «Обязанности работающих по политическому розыску», «Правила производства дознания», «Инструкция для наружного наблюдения разведчика», «Краткие указания для ведения разведки», «Инструкция пограничным ЧК и комиссарам Комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией»88. В качестве преподавателей на курсы стали приглашать бывших работников «жандармерии, полиции и разведки, которые вели обучение по “старорежимным” учебникам».

В основу деятельности ВЧК были положены методы и приемы царской тайной полиции. С началом работы курсов стал формироваться фонд учебных пособий, таких, например, как «Необходимое руководство для агентов чрезвычайных комиссий», «Краткие сведения из агентурной разведки», «Инструкция для комиссаров чрезвычайных комиссий». Помимо центральных курсов, в губернских отделах ВЧК также проводилась политическая и профессиональная подготовка сотрудников.

В 1922 году курсы ВЧК преобразовали в Высшие курсы ГПУ, которым отводилась «ведущая роль в организационном и учебно-методическом становлении всей системы подготовки кадров органов ГПУ». В 1923–1924 годах бюджет ОГПУ был сокращен на четверть, что поставило вопрос о закрытии Высших курсов. И всё же коллегия ОГПУ приняла решение «признать существование курсов при ГПУ необходимым».

В ноябре 1923 года была создана Высшая пограничная школа ОГПУ, в которой проходили подготовку оперативные сотрудники для пограничных войск и сотрудники особых отделов ОГПУ.  Специального учебного заведения по подготовке военных контрразведчиков в ОГПУ не было.

В начале 1930-х годов началось активное развитие ведомственной системы образования НКВД СССР. В 1930–1932 годах было создано 10 военных училищ: Ново-Петергофское военно-политическое, Московское связи, Харьковское пехотно-артиллерийско-авиационное, Саратовское, Орджоникидзевское и Ленинградское пехотные, Себежское служебного собаководства, Харьковское военно-фельдшерское, Ленинградское военно-морское, Московское военно-хозяйственное.

В июле 1929 года Высшие курсы ОГПУ стали Школой по переподготовке работников органов ОГПУ. Новое учебное заведение стало готовить сотрудников для пограничных войск и особых отделов, а также для секретных, экономических и информационных отделов ОГПУ. В 1930 году Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение направить на учебу с последующим зачислением в органы госбезопасности 1000 передовых рабочих производственников.

В мае 1930 года был издан приказ о формировании в Москве школы по подготовке и переподготовке чекистских кадров, которая с 4 июня 1930 года стала именоваться Центральной школой (ЦШ) ОГПУ. До 1935 года в Центральной школе ОГПУ получили специальное образование или прошли переподготовку более 5 тыс. сотрудников.

В июле 1934 года был образован Народный комиссариат внутренних дел и уже 13 июля того же года вышел приказ НКВД СССР № 001 «Об организации органов НКВД на местах», в котором предписывалось: «…переименовать Особые отделы и Особые отделения ОГПУ при соединениях и частях РККА и РККФ в Особые отделы и Особые отделения Главного управления государственной безопасности НКВД». Органы военной контрразведки в соединениях и частях РККА и РККФ подчинялись непосредственно Особым отделам военных округов и Особым отделам управлений государственной безопасности республиканских, краевых (областных) управлений НКВД.

Для организации кадровой работы в НКВД СССР важное значение имел ведомственный циркуляр № 55597 от 11 марта 1935 года «О перестройке оперативной работы и работы с кадрами». Этот документ предписывал реорганизовать систему подготовки кадров для ГУГБ НКВД.

Было организовано обучение оперативного состава на местах: «Ввести в обязательном порядке систематическую учебу (политическую, общеобразовательную, чекистскую) для всего оперсостава УГБ без отрыва от работы, поощрять и учитывать знание иностранных языков».

Внешкольная подготовка сотрудников на периферии носила неформальный характер. «Занятия по программе подготовки командира взвода…проводились один раз в шестидневку. Программа включала строевую подготовку, стрельбу, изучение оружия, связи, химического и подрывного дела, автодела, тактическую подготовку. Два раза в шестидневку в течение двух часов нуждающиеся изучали русский язык и математику».

Однако решить вопрос быстрой подготовки достаточного количества оперативных работников такой подход не позволял. Поэтому были образованы десять межкраевых школ: в Москве, Ленинграде, Киеве, Тифлисе, Ташкенте, Алма-Ате, Ростове, Горьком, Свердловске и Новосибирске.

География размещения вновь создаваемых школ была определена не случайно. В этих городах располагались крупные управления НКВД СССР, которые могли не только обеспечить учебные заведения помещением и оборудованием, но и обеспечить их преподавательским составом из числа оперативников.

В Киеве, Тифлисе, Ташкенте и Алма-Ате школы должны были обеспечить оперативным составом управления НКВД СССР на Украине, на Кавказе и в Средней Азии. Выпускники из Свердловской и Новосибирской школ направлялись в территориальные управления НКВД СССР на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Часть курсантов школ планировалось готовить для органов военной контрразведки в составе ГУГБ НКВД СССР.

Первый набор определялся численностью в 200 человек для каждой школы. Комплектование школ переменным составом предлагалось провести за счет коммунистов, окончивших в 1935 году полный курс рабфаков, учащихся техникумов и других учебных заведений, имеющих опыт партийно-комсомольской работы, а также из числа младшего командного состава пограничной и внутренней охраны войск НКВД. Срок обучения был один год.

К приказу прилагались три документа: «Инструкция о порядке отбора кандидатов и комплектования межкраевых школ», «Штат постоянного состава межкраевой школы по подготовке оперсостава УГБ НКВД» и «Учебный план межкраевой школы по подготовке оперсостава УГБ НКВД».

В штате постоянного состава межкраевых школ было 98 человек. Он состоял из управления, парткома, учебно-строевого отдела, хозяйственной, финансовой и санитарной части.

Управление Школы включало начальника-комиссара, его помощника (эту должность по совместительству исполнял начальник учебно-строевого отдела), секретаря (он же начальник административного отделения) и машинистки. В штат Школы входил также партком, состоящий из двух человек: секретаря партийного комитета и инструктора по культработе. Учебно-строевой отдел состоял из 47 человек. Начальнику отдела по штату полагалось два заместителя: по учебной и по строевой работе.

Непосредственно преподавательский состав включал 10 человек: два старших руководителя циклов и восемь преподавателей. В штате отдела существовала должность заведующего лабораторией-кабинетом., а также два командира дивизионов, четыре инструктора строевой подготовки (командиры взводов), восемь начальников учебных групп и один инструктор физкультуры. К учебно-строевому отделу относилась и библиотека, в состав которой входили заведующая библиотекой и библиотекарь. Административную работу в отделе возглавлял секретарь, которому подчинялись заведующая делопроизводством, стенографистка машинистка и машинистка. В штате отдела предусматривались фотограф и чертежник.

Хозяйственная часть Школы возглавлялась начальником и включала в себя подразделение военно-хозяйственного довольствия и комендатуру. К первому подразделению относились: начальник военно-хозяйственного довольствия, заведующий складом вещевого довольствия, каптенармус, заведующий складом артиллерийского имущества, оружейный мастер, заведующая делопроизводством и машинистка. Комендатуру возглавлял комендант, который контролировал работу слесаря – водопроводчика, электромонтера, шести уборщиков-курьеров, двух шоферов, четыре вахтёров, конюха и дворника.

Был также предусмотрен временный штат истопников в количестве трех человек. В распоряжении хозчасти было два автомобиля, две лошади, две пароконные повозки и четыре походные кухни.

 Учебный план включал четыре группы предметов: общеобразовательные, общественно-политические, специальные и военные.

Самым крупным по объему часов планировался цикл специальных дисциплин (580 часов, или 30 % годовой учебной нагрузки), который включал изучение истории ВЧК–ОГПУ–НКВД; оперативной работы; разведывательно-подрывной деятельности противника; уголовного права; следственного дела и оперативного делопроизводства.

В рамках специальных дисциплин также изучалась работа ведомств, входивших в состав НКВД, в том числе рабоче-крестьянской милиции, пожарной и лесной охраны. В этом цикле была представлена такая специфическая дисциплина, как «Оперативно-чекистские игры».

Цикл общеобразовательных предметов предусматривал изучение русского и иностранного языков, математику, советское строительство и экономическую географию СССР.

В Ташкенте, Алма-Ате и Тифлисе курсанты – представители коренных национальностей – вместо иностранного языка изучали русский язык. На эти предметы отводилось 450 часов учебного времени.

В цикле общественно-политических дисциплин было два предмета: история ВКП(б) и экономическая политика СССР (340 часов учебного времени). К военным предметам относились: тактика, изучавшая организацию боевых действий взвода / роты, (80 часов), военная топография (36 часов), уставы РККА, материальная часть оружия, стрелковая подготовка (50 часов), строевая подготовка и автотракторное дело (60 часов). Всего на военные предметы отводилось 296 часов учебного времени. Учебный план был рассчитан на 12 месяцев, из них 30 дней отводилось на оперативную стажировку, столько же на летние лагерные занятия по военной подготовке и 10 дней – на зимние каникулы. Руководством школы планировалась также самостоятельная работа слушателей 3 часа в день.

В июне 1936 года распоряжением отдела кадров ГУГБ НКВД СССР был введен новый порядок подбора кандидатов на офицерские должности, который обязывал отдавать предпочтение кандидатам, имеющим образование не ниже семи классов средней школы. Однако на практике оказалось достаточно трудно обеспечить подбор кандидатов на работу в органы НКВД по этому критерию. При реформировании органов безопасности и образовании новых подразделений возник кадровый дефицит, который усиливался последствиями репрессий. Некоторые кандидаты для работы в органах НКВД, отобранные местными партийными организациями, обучались в вузах или работали на достаточно престижных должностях и не хотели идти в органы НКВД. Тогда их принуждали.

В 1937 году в наркомате рассматривался вопрос о реорганизации системы подготовки и переподготовки кадров для органов госбезопасности в Центральной школе. Для подготовки специалистов с высшим образованием предполагалось не увеличивать срок обучения до пяти – шести лет, а зачислять на учебу уже подготовленных специалистов различных областей народного хозяйства и готовить их два года. Специальным предметам в этом случае отводилось бы 95 % учебного времени. В преддверии войны в органы военной контрразведки стали зачислять офицеров из числа слушателей военных академий.

В 1937 году при НКВД создается Особое бюро, на которое в числе других задач возлагалась «разработка учебных пособий и материалов по чекистской работе и по работе иностранных разведок».

К 1939 году в Центральной и межкраевых школах ГУГБ НКВД СССР были созданы специальные учебные дисциплины и соответствующие им кафедры и циклы. Специальный цикл обучения составляли такие дисциплины, как «Основы оперативной работы», «Борьба с иностранными разведками», «Следственное дело», «История ВЧК–ОГПУ–НКВД».

В 1939 году в межкраевые школы ГУГБ НКВД планировалось принять 2320 человек. В это же время в НКВД СССР вышел приказ от 15 марта 1939 г. № 00239, объявляющий новое положение о межкраевых школах, в котором предусматривался одногодичный срок обучения, комплектование групп в количестве 20–25 человек в группе, 4–5 групп на курсе.

Военный период

С лета 1941 года главной задачей отдела кадров НКВД СССР стала оперативная подготовка кадров и создание кадрового резерва для органов военной контрразведки для новых подразделений Красной армии, формирующихся взамен уничтоженных в боях.

Обучение новых особистов организовали на базе имеющихся ведомственных учебных заведений и непосредственно на местах в органах НКВД. К 1 июля 1941 года были проведены досрочные выпуски слушателей и курсантов учебных заведений НКВД, «подготовлены программы обучения для краткосрочных курсов военной контрразведки, увеличен набор в ведомственные военные училища, школы и курсы». При особых отдела военных округов отделом кадров НКВД СССР бы созданы  краткосрочные курсы подготовки особистов. В июле 1941 года была создана сеть курсов подготовки военных контрразведчиков.

Отбор кандидатов на учебу проводили особые отделы внутренних военных округов страны. В июле 1941 года в распоряжение особых отделов НКВД СССР была направлена группа преподавателей Высшей школы. 23 июля 1941 года приказом НКВД СССР «при Высшей школе НКВД СССР были организованы месячные курсы подготовки оперативных работников для особых отделов НКВД (численностью 850 слушателей), которые с 11 августа перешли на трехмесячную программу».

Для подготовки оперативных сотрудников органов НКВД СССР в декабре 1941 года при отделе кадров наркомата эвакуированного в Куйбышев были организованы «трехмесячные курсы по подготовке оперативного состава в количестве 500 человек».

Весной 1942 года количество особистов резко увеличилось. Приказ наркома внутренних дел СССР от 4 марта 1942 года устанавливал: «В целях удовлетворения возросшей потребности в оперативно-чекистских кадрах органов НКВД СССР довести общую численность слушательского состава оперативно чекистских школ с 2000 до 3600 человек». Численность слушателей Высшей школы НКВД СССР увеличилась с 500 до 800 человек. По распоряжению НКВД СССР открывались Московская МКШ на 300 человек и Бакинская МКШ на 150 человек. Одновременно увеличилось число слушателей Горьковской МКШ – с 300 до 400 человек, Свердловской МКШ – с 300 до 350 человек, Ташкентской МКШ – с 250 до 300 человек, Ростовской МКШ – с 250 до 300 человек, Хабаровской МКШ – с 200 до 250 человек, Тбилисской МКШ – со 100 до 125 человек; Алма-Атинской МКШ – со 100 до 125 человек.

В мае 1942 года в Новосибирске на базе Особого отдела НКВД СибВО были созданы курсы по подготовке резерва оперативно-чекистских кадров для ОО НКВД. Численность курсантов — 300 человек. В марте 1942 года в Москве был организован филиал Высшей школы НКВД СССР, где в течение четырех месяцев прошли обучение 500 человек. В июне 1943 года это учебное заведение было передано Главному управлению контрразведки «Смерш» НКО СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1943 г. Наркомат государственной безопасности был выделен из состава НКВД СССР. Управление особых отделов НКВД было реорганизовано в Главное управление контрразведки (ГУКР) «Смерш» и передано в Наркомат обороны. Шестой отдел УОО НКВД, оставаясь в системе Наркомата внутренних дел, был преобразован в отдел контрразведки «Смерш» НКВД.

В 1943 году для подготовки оперативного состава военной контрразведки была создана система учебных заведений. Согласно приказу Наркома обороны СССР были развернуты четыре постоянные школы: 1-я и 2-я Московские, Ташкентская и Хабаровская, срок обучения — от шести до девяти месяцев, а также курсы с 4-месячным сроком обучения в Новосибирске и Свердловске, которые позднее получат статус школ с годичным сроком обучения. При школах также были курсы переподготовки оперативного состава со сроком обучения 3 месяца. В связи с упразднением в Красной армии в октябре 1942 года института военных комиссаров часть политработников перешла в особисты.

В июле 1943 года нарком внутренних дел потребовал от начальников отделов контрразведки НКВД «Смерш» фронтов и округов в «декадный срок в пограничных и внутренних войсках НКВД подобрать из числа средних командиров и политработников кандидатов на практическую работу и использовать их в качестве практикантов в отделах контрразведки НКВД фронтов, округов, дивизий и бригад».

Период Холодной войны

В 1946 году в связи с переименованием народных комиссариатов СССР в министерства, НКГБ стал Министерством госбезопасности СССР. Приказом № 00107 от 22 марта 1946 года соответствующим образом были переименованы территориальные управления и управления военной контрразведки. Созданная в мае 1946 года по поручению Политбюро ЦК ВКП(б) специальная комиссия, проверявшая в процессе приема передачи дел новому министру состояние дел в МГБ СССР, отметила наличие в ведомстве ряда серьезных недостатков, в том числе слабую подготовку кадров.

Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) предписывало: «пересмотреть систему переподготовки кадров в целях повышения квалификации работников, установить твердые сроки обучения в ныне существующих школах, которые давали бы возможность готовить квалифицированные чекистские кадры». Предлагалось организовать общеобразовательную подготовку сотрудников органов МГБ без отрыва их от работы, для стимулирования изучения иностранных языков сотрудниками МГБ СССР установить надбавку к зарплате в размере от 5 до 20 % за знание одного и более иностранных языков.

26 ноября 1946 года во исполнение решения Политбюро ЦК ВКП (б) министр госбезопасности В.С. Абакумов издал приказ об улучшении работы с кадрами в МГБ СССР. Приказ потребовал от заместителя министра по кадрам «в месячный срок разработать мероприятия по организации надлежащей чекистской учебы в школах МГБ СССР и оперативного состава без отрыва от работы. В мероприятиях предусмотреть профиль школ, изучение иностранных языков, срок обучения, подготовку преподавательского и выпуск учебных пособий».

В августе 1952 года было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР об улучшении юридического образования в стране. Требования этого документа коснулись и органов государственной безопасности. В целях повышения качества подготовки оперативного состава для органов военной контрразведки 2 декабря 1952 года Новосибирская школа реорганизовалась в Среднюю специальную школу № 311 МГБ СССР. Срок обучения определялся два года. Наряду со специальной подготовкой слушатели должны были освоить программу среднего юридического учебного заведения. Окончившим школу выдавался диплом о среднем юридическом образовании. К социально-экономическим дисциплинам добавился краткий курс философии.

При создании КГБ в 1954 году в ЦК решили укрепить Комитет госбезопасности кадрами и в органы были направлены свыше 10 тыс. коммунистов и комсомольцев по партийному набору. С другой стороны, в системе учебных заведений КГБ при СМ СССР проходили сокращения. Так, например, в 1954 году была закрыта школа военной контрразведки в г. Могилеве (курсантов перевели в Новосибирск).

Сокращения продолжил назначенный в 1958 году на должность Председателя КГБ при СМ СССР А.Н. Шелепин. В январе 1960 года несколько учебных заведений КГБ, готовивших кадры для военной контрразведки, были ликвидированы. Это коснулось, например, Средних специальных школ КГБ при СМ СССР в Горьком и в Тбилиси.

Подготовка и переподготовка военных контрразведчиков стала осуществляться только в Высшей школе КГБ при СМ СССР и в Средней специальной школе № 311 КГБ при СМ СССР в Новосибирске. Срок обучения особистов был сокращен с двух лет до одного года. Значительно сократилось количество слушателей и штат учебных заведений.  

5 февраля 1960 года ЦК КПСС и Советом министров СССР принято постановление «О внесении изменений в структуру КГБ при СМ СССР и его органов на местах и сокращении их численности».

В результате из 144 выпускников школы № 311 только 19 человек были направлены в особые отделы, а остальные 1 уволены по сокращению штатов. К маю 1960 года постоянный состав школы был сокращен на треть. Были упразднены циклы юридических и социально-экономических дисциплин. На потоки подготовки стали приниматься только младшие офицеры советских вооруженных сил с высшим и средним военным образованием, имеющие срок службы в войсках не менее полутора лет.

2 ноября 1963 года решением руководства КГБ в Высшей школе КГБ при СМ СССР создан факультет военной контрразведки — факультет № 1. Распределение ролей по подготовке особистов между Высшей школой и школой в Новосибирске выглядело так: Высшая школа КГБ в Москве набирала курсантов, которые после четырех-пяти лет обучения получали высшее юридическое образование и воинское звание – лейтенант. Выпускникам Высшей школы предстояло в течение полутора-двух лет адаптироваться в войсках на офицерской должности. Средняя специальная школа № 311 в Новосибирске в течение года готовила слушателей из числа офицеров с высшим военным образованием, имеющих, как правило, двухлетний опыт службы в войсках. При этом выпускники школы № 311 имели возможность продолжить свое образование на заочном факультете Высшей школы КГБ при СМ СССР (образован 28 января 1954 г).

В 1974 году школа в Новосибирске была переименована в Высшие курсы военной контрразведки КГБ, по окончании которого слушатели получали диплом о высшем специальном образовании аналогичный диплому об окончании Высшей школой КГБ.

Постсоветский период

После 1991 года Управление военной контрразведки вошло в состав новой российской спецслужбы, с 1995 года получившей название ФСБ.

В феврале 1995 года Высшие курсы КГБ в Новосибирске были переименованы в Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСК (с апреля 1995 года – ФСБ).

В 2000 году, после избрания В. Путина президентом, возможности военной контрразведки были существенно расширены. В феврале 2000 года и.о. президента Владимир Путин подписал новое «Положение об управлениях ФСБ в Вооруженных Силах», расширившее функции военной контрразведки и наделившее ее правом борьбы с организованной преступностью. Путинский указ дал новые полномочия офицерам ФСБ, прикомандированным к армейским формированиям: теперь они занимались выявлением потенциальных угроз режиму. 

В том же 2000 году Институт получил свидетельство о государственной аккредитации, дающее право учить по программам высшего и дополнительного профессионального образования.

4 августа 2004 года УВКР преобразовали в Департамент военной контрразведки ФСБ, которому подчиняются Управления и отделы ФСБ по военным округам и флотам, внутренним войскам МВД и другим войскам и воинским формированиям.

С октября 2007 года Институт переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России называется Институтом ФСБ России (г. Новосибирск).

С 2012 года особистов для структур Департамента военной контрразведки готовят не только в Новосибирске, но и в Голицынском пограничном институте, где был создан факультет военной контрразведки — по инициативе ДВКР ФСБ. Обучение проводится по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности». Срок обучения — 5 лет (очная форма).

Источники:

Ковганов С.Я. Подготовка военных контрразведчиков в СССР в 1935–1974 гг.: опыт деятельности новосибирской межкраевой школы – средней специальной школы №311/, документы ДВКР ФСБ.

Agentura.ru 2024